Предмет философии. Структура философского знания
Определение предмета философии – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:
- отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;
- философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в том числе и те, которые позже стали объектом специальных наук), что предельно расширяло ее предмет;
- философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому трудно дать дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей;
- в истории философии наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.
Философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука). Ее предметная направленность связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром – природой, обществом, культурой.
Философию интересуют наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно – принципы и основы бытия человека в мире. Эта специфика философии позволяет представить ее как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсум, человек, сущность их взаимоотношений, смысл отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления.
Поэтому предмет философии – целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
Предметом философского анализа могут выступать конкретные аспекты этих проблем – например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д.
В структуре философского знаниявыделяются основные разделы:
- онтология – учение о бытии, о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;
- гносеология – учение о познании, о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;
- эпистемология – философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;
- философская антропология – учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;
- аксиология – учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;
- праксиология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;
- социальная философия – учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.
Данные разделы философского знания связаны друг с другом и составляют современную философскую картину мира.
Категории философии и категории культуры. Функции философии
Философия пользуется особыми понятиями – категориями (от греч. kategoria – высказывание; признак), т.е. наиболее общими (предельно общими) и фундаментальными понятиями, фиксирующими существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности.
Категории являются основным средством философского познания, они отражают лишь наиболее общие свойства, отношения и закономерности, присущие предметам и явлениям этого мира.
То или иное философское направление может отдавать предпочтение специфическому набору категорий. Например, экзистенциализм пользуется такими категориями, как экзистенция (способ бытия человека в мире), страх и др.
Как возникают философские категории? По мнению В.С. Стёпина, они появляются в сознании человечества в результате рефлексии над «универсалиями культуры» (от лат. universalis – общий, всеобщий). Это такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы, которыми руководствуется человек в своей деятельности («бытие», «время», «свобода»). Именно они определяют шкалу человеческих ценностей, обеспечивают понимание мира, его переживание и осмысление. В них можно выделить три уровня смыслов:
- общечеловеческий– фиксирует отличие человека от остального мира;
- особенный – выражает специфику смыслов конкретно-исторической эпохи;
- групповой и личностный – соответствует смыслам индивидуального опыта или социальной группы.
Эти уровни связаны между собой и не существуют независимо друг от друга.
Универсалии (категории) культуры выполняют в обществе следующие функции:
- задают способы селекции человеческого опыта, отбора того, что достойно включения в «культурный багаж»;
- образуют категориальную структуру сознания людей определенной эпохи;
- создают в своей взаимосвязи целостный образ мира, выражающий отношение человека к природе, обществу, духовному миру.
Эти функции взаимосвязаны в жизни и деятельности человека.
Философия в своих размышлениях о мире обращается не столько к самим реальным предметам и явлениям, сколько к их обобщенным образам в сознании человечества, т.е. к универсалиям культуры. В своем анализе философия рационализирует эти универсалии, превращая их в особые идеальные объекты, в философские категории. При этом философия схематизирует универсалии культуры, она включает в содержание своих категорий преимущественно общечеловеческие смыслы и наиболее существенные свойства и связи явлений.
Статус и роль философии в современном обществе и культуре конкретизируется в следующих основных функциях:
- мировоззренческой – задает интегральный образ мира, формирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;
- методологической – выступает всеобщим методом мышления, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций, интегрирует новое знание в духовную культуру;
- оценочно-критической – подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оценивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.