Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и не обходимость
Личность- это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Человек прежде всего представляет собой живое телесное существо. Это означает, что он представляет собой совокупность родо-видовых признаков, присущих Homo Sapiens. Природно-обусловленными являются внутриутробное развитие рождение, продолжительность жизни, наследственность, влияние инстинктов. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации разновидностей, наиболее крупные из которых принято называть расами.
Свобода – это способность человека совершать поступки в соответствии со своими интересами, потребностями, целями. Свободе обычно противопоставляется необходимость. В буквальном смысле свободу следует противопоставлять не необходимости, а принуждению. Если свобода заключается в действиях согласно внутренним убеждениям, целям, интересам, то принуждение – это действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его внутренним убеждениям. А понимаемое так принуждение не тождественно необходимости.
21. Смысл и цель в жизни человека:
задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.
Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
Смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.
22. Природа как объект филосовского анализа:
Представления о природе первоначально складываются в на- турфилософиии античного мира. В отличие от обыденного сознания, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его структурной организации. Процессам и явле- ниям природы она пытается дать рациональное объяснение. Поскольку природа воспринимается как состояние космоса (порядка), а процессы и результаты человеческой деятельности как нарушение меры, как предпосылка хаоса, то натурфилософия, констатируя потенциальное противостояние общества и природы, проводит между ними демаркационную линию. Отныне общество и природа рассматриваются с учетом их собственных оснований. Тем самым было перечеркнуто мифологическое понимание срод- ности природы и общества.
Натурфилософия античного мира первоначально заявляет о себе усилиями представителей Милетской школы. Фалес, Анакси- мен и Анаксимандр ищут первоначало мира как онтологическое основание природы. Мыслителей интересует «из чего» состоит природа, как и каким образом она себя творит.
Еще один античный философ Гераклит Эфесский высказывает мысль, что мир природы есть «вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий». Этот мир был, есть и будет. Разумное отношение человека к миру заключается в постижении меры, в открытии законов природы и следовании этим законам.
Несколько позже в рамках античной натурфилософии складывается физика как учение о природе мира и онтология как учение о предельных основаниях этого мира: множественное и единое, чувственное и рациональное, иллюзорное и подлинное, небытие и бытие.
Если представители Элейской школы только провели демарка-ционную линию между Природой и Бытием, то мыслители последующего периода, начиная с Платона, все более отделяют и отдаляют онтологию от натурфилософии.