Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель

Из 1 вопроса + следующее:

-почему конфликт является имманентным, т.е. сущностной характеристикой человеческого общества

-формы конфликта, выведенные Зиммелем.

Зиммель выдвигает на первый план понятие агрессии, чтобы быть индивидуальностью, надо быть агрессивным. Она передается генетически, по природным каналам. Зиммель пока не может определить, в чем причина. Вследствие развития общества проявляется агрессивность, которая «гасится» по социальным каналам в обществе. Здесь он видит корень конфликтности в обществе.

2 вида конфликта по Зиммелю:

-между индивидами, образующими общественные формы (любые формы обобществления человеч деят-ти)

-между общественными формами и самим обществом (например, семья и общество – семья в интересах 2х человек, а государство относится к семье как к ячейке общества, применяет различные регуляторы и т.п. – отношения между двумя людьми перерастают в общественные отношения)

Зиммель (2 догадки): индивид сам по себе и индивид в коллективе – это 2 разных человека. Неравенство в самом себе получается.

Чем теснее отношения между индивидами, тем сильнее конфликт.

3.Второй этап развития конфликтологического знания. Луис Козер.

«Функции социального конфликта», теория насилия Йохана Галтунга, новая форма социального конфликта Ральфа Дарендорфа. Эти работы – ответы на 3 и 4 вопрос.

4.

Фишер и Митчелл

Определение конфликта. Подходы в определениях

Определения конфликта по Зиммелю, отк, Козеру…

Противоречия – это источник развития.

Диалектическое противоречие – противоречие в своем единстве, оно не м б разрешено, оно только меняет формы.

Заменять противоречие конфликтом нет смысла.

Подход определения конфликта через противоречие – марксизм.

Второе определение – лежит на основе базовых человеческих потребностей.

Виды конфликтов

По Козеру:

· Между индивидами

· Внутри группы

· Между группами

· Между индивидом и группой

Существует предположение, что конфликт сплачивает коллектив.

Карта конфликта:

Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru 3 стадия

2 стадия 4 стадия

1 стадия

1 стадия – латентная (скрытая, невидимая, ничем не выражена) – по Дарендорфу – сущностная характеристика

2 стадия – манифестация (взрыв, сразу все накопленное перечисляется и тд и тп), проявление конфликта – позиции сторон ясны

3 стадия – сам конфликт (явная форма, стороны борются между собой), борьба, потом силы истощаются и затем:

4 стадия – разрешение конфликта, его урегулирование.

С т зр индивида, участвующего в конфликте, он выглядит так:

Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru 3

1 2 4

 
  Первый этап становления конфликтологической парадигмы. Георг Зиммель - student2.ru

Внутриличностный конфликт:

Прерогатива психологии, вторжение в подсознание.

Внутриличностный конфликт не входит в интересующие нас сферы конфликтологии.

Манифестация конфликта

Человек выражает свою позицию, чтобы она была понятна, определенными символами.

Символ – неразвернутый знак – в нем существуют означаемое и означающее. Как правило, символ строится на уже существующих знаках.

Пример (Роллан Барт в своей книге): Франция долгое время колонизировала Алжир, чтобы воспитать дух партнерства, где арап был во французской колониальной форме на фоне алжирского флага: алжирцы сотрудничают с Францией во имя благополучного будущего Алжира. Вот это миф для тех, кто верит, что это так на самом деле. Не миф, для тех, кто не верит (кто это создал). Означаемое – единство алж народа и фр политики, означающее – алж флаг и алжирец во франц форме. В итоге – тесное взаимодействие, слияние.

Другой пример: мол чел дарит девушке букет алых роз. Чувства – означаемое. Букет – означающее. Когда нам дарят букет алых роз, мы спрашиваем «к чему?!», а это просто выражение чувств зачастую.

Свойство человеческого сознания: интенциональность – наделяем предметы определенным важным для нас смыслом. Человек наделяет смыслом то, что смысла не имеет.

Современные символы имеют множество форм: понятия, мифы, культы, ритуалы, слоганы и тд.

В повседневной жизни человек довольно прозаично пользуется этими понятиями.

Когда существует конфликт, человек пытается придать более негативный оттенок некот-м событиям, чем они могут быть. Обобществляем обстоятельства и поступки.

Зачастую из-за мелочи раздувается оч большая пропогандистская кампания, чтобы либо запугать чел-ка, либо чтобы показать другим, чтоб неповадно было.

Нам надо научиться создавать символы на уровне житейских отношений.

С т зр наполняемости символа, мы можем придать ему определенное значение.

Когда мы говорим о символе, мы говорим о 2 его компонентах:

1)эстетическая (чувства)

2)семантическая (содержание)

ДЗ:

Составить карту любого из конфликтов, на наш выбор

Наши рекомендации