Конспект теоретического материала. 1. Концепции технологического детерминизма: Д

1. Концепции технологического детерминизма: Д. Белл - «постиндустриальное общество» развивается на основе глобальной компьютеризации и телекоммуникации всех сфер общественной жизни людей, важнейшей характеристикой такого общества становятся: приоритет знания в области высоких технологий и услуг; О. Тоффлер - сутью «сверхиндустриального общества» является всеобщая автоматизация производства, ведущая к повышению уровня потребления и расширению сферы услуг; З. Бжезинский - важнейшими причинами «технотронного общества» является информационно-компьютерная революция, ведущая к формированию новой культуры и психологии, а так же способствует появлению и доминированию научно-интеллектуальной элиты в обществе.

Критики технократизма: Ф. Фукуяма - с помощью информационных и биотехнологий возможно изменять природу человека и войти на этой основе в «новую, постгуманную историю»; Н. Бердяев - возможен «технический Апокалипсис», когда «Творение восстает против своего творца, более не повинуется ему... Тайна грехопадения – в восстании твари против Творца. Она теперь повторяется... Прометеевский дух человека не в силах овладеть созданной им техникой...»; Ж. Эллюль - «Что имеет значение – так это техника. Природа оказалась демонтированной науками и техникой: техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, приходят от техники»; К. Ясперс - техника, созданная человеком, преобразует и самого человека, не только его биологию, но и мышление и дух, в технике одновременно соединено как позитивное свойство, так и очень опасное, несущее потенциальную возможность возникновения глобальных катастроф; Д. Медоуз - человечество уверенно идет навстречу к глобальной катастрофе, предотвратить которую можно, только приняв соответствующие меры, направленные, прежде всего на ограничение технического воздействия на биосферу и регулирование роста промышленного производства.

2. Наука рассматривается с трех сторон: как вид деятельности – это познавательная деятельность, направленная на получение нового объективно-истинного знания и осуществляемая в форме специализированного научного исследования; как система знаний - наука своей целью ставит постижение истины и открытие объективных законов; как социальный институт - наука обеспечивает накопление знаний и их распространение для использования его на практике (материальное производство, духовное творчество и т.д.)

Социальные функций науки: культурно-мировоззренческие, функции науки как непосредственной производительной силы, функции науки как социальной силы в решении проблем общественного развития.

3. Черты глобальных проблем: касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Глобальные проблемы современности: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности; преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии; преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; прекращение стремительного роста населения, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений; своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Глобальные проблемы носят характер: антропогенный, так как порождены активно-преобразующей деятельностью человека, которая по своей мощи и последствиями сопоставима с грозными силами природы, а подчас способна превзойти их как по своим творческим, так и по разрушительным результатам; техногенный, так как они возникают как результат развития научно-технического прогресса.

4. Проблема ценностей в науке: осмысление соотношения социальных и внутринаучных ценностей как условия современного развития науки; определение границ «автономности» научного знания; анализ основ изменения этоса науки в постнеклассической картине мира; определение мировоззренческих основ «экологической этики»; характеристику основных тенденций в рамках этики науки.

Проблемы этики науки: корректное определение авторства; недопустимость плагиата, ориентированность на новизну; недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия; корректное цитирование, корректные ссылки; корректность в научной полемики, недопустимо оскорбление оппонента; научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных теорий; осознание личной профессиональной ответственности; осознание моральной ответственности ученых за негативные последствия.

принципы биоэтики: принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность; признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей; принцип гармонизации системы «человек – биосфера».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое ноосфера?

2. В чем заключается социокультурная составляющая науки?

3. Как влияет наука на глобальные проблемы современности?

4. Какие существуют этические проблемы науки?

Тексты для анализа

Вопросы и задания к текстам

1. Охарактеризуйте влияние техники на современный мир согласно взглядам Ф. Франка.

2. Как соотносятся границы науки и культуры по Бахтину?

3. Назовите причины переоценки науки в современном мире.

4. Как в науке отражаются человеческие ценности согласно М.К. Мамардашвили?

Наши рекомендации