Определение Йоги. Система Йоги Айенгара

По материалам лекции Абиджаты Айенгар в Пуне, декабрь 2014,
и книги Б.К.С.Айенгара «Light on Ashtanga Yoga»

Записала и подготовила Ольга Звонцова, февраль 2015.

Система йоги Айенгара – это Аштанга Йога Патанджали, изложенная в Йога Сутрах более 2500 лет назад. Кто такой Патанджали? Ученый, философ, Учитель… Мифическое существо, воплощение Божественного Змея Адишеши, который служил транспортным средством для Господа Вишну. И как мифическое существо, как Бог, он далеко от понимания обычного современного человека, кажется абстрактным и не связанным с реальной жизнью.

Йога Сутры – это афоризмы, формулы, постулаты, не подлежащие сомнению, завершенные и совершенные, не подвластные влиянию времени. Это указатели на Путь, без выбора и без предпочтений. Просто говорится, вот так есть, и все.

В таком сухом виде они не воспринимаются современным человеком. Поэтому на каком-то этапе развития людям нужна их некоторая интерпретация.

Так же как маленький ребенок в возрасте 1-2 лет не способен усваивать пищу взрослого человека, и для него нужен специально приготовленная еда, гомогенизированная, протертая. Так же и наука йоги, чтобы ее мог усвоить обычный человек, должна быть представлена в доступном для него виде.

Итак, йога Айенгара является интерпретацией Йога Сутр Патанджали.

Древние тексты дают несколько определений йоги, которые были нады в разное время, в зависимости от уровня сознания людей.

1) «Йога – это единение человеческой души со всеобщей Космической Душой» (Ахирбудна Самхита). Это самое древнее определение йоги. Требуется достаточно высокий уровень чистоты и развития сознания, чтобы искренне понять, о чем идет речь.

2) «Йога – это равновесие» (Бхагавад Гита)
Равновесие такое, что читта (сознание), кармендрии (органы действия), джнянендрии (органы восприятия), эго, интеллект, ум – все находятся в единении и балансе, так, что становится видно чистоту души.

3) «Йога – есть умелое действие» (Бхагавад Гита)
Умелое действие – действие без эгоизма, без привязанности к желаемому результату. Это связано с пониманием того, что цель не равна амбициям. Цель направлена на добро и благо, а за амбициями всегда стоят эгоистические мотивы.


«Наша ответственность в том, чтобы удалить эгоистические мотивы из действий» (Бхагавад Гита) и в этом нам помогут Абхьяса и Вайрагья (ЙСП )

4) «Йога – это дисциплина ума» (ЙСП) – это Абхьяса, практика.
«Йога – ограничение колебаний сознания» - это Вайрагья, непривязанность

И все эти замечательные определения для современного человека оказываются только словами, это всего лишь игры интеллекта. Есть и еще одно определение:

5) «Йога – это даршана, то есть способ видения». Даршана означает зеркало. Йога – это перспектива, способ видения мира. Также это одна из 6 школ древнеиндийской философии. (Философия – любовь к мудрости)

Гуруджи сделал философию йоги понятной и доступной современным людям.

Есть такая индийская сладость – гулабджам. Можно прочитать в интернете, из чего она сделана, посмотреть фотографии, но это не дает нам никакого понятия, какой у нее вкус.

Гуруджи привнес ВКУС в эту Даршану, дал возможность получения ОПЫТА самых основ йоги. Без непосредственного опыта все определения йоги являются только играми интеллекта.

Вначале должен идти опыт, вы что-то пробуете, затем приходит понимание.

Человек, который только начинает свой путь в йоге, на практике сам чувствует –
о, это приятное чувство, хорошее ощущение, я чувствую себя лучше!

Что такое опыт в йоге?

Существует 5 вритти (колебаний сознания) (ЙСП)

Прамана, Випарьяя, Викальпа, Нидра, Смрити

Прамана – прямой опыт, непосредственное восприятие. Пратьякша, Анумана, Агама.


Пока вы не почувствуете в собственном теле – это все только слова, что такое Атма, душа и тп.

Гуруджи говорил, «В ранние дни моя практика было очень интенсивной и очень трудной. Только через 40 лет мой опыт стал трансформироваться в слова…. Через твое тело я научу тебя, что такое йога. Если у тебя есть тело – значит, ты можешь заниматься йогой!

Tivrasamveganam asanah (ЙСП) – для того, кто усерден в практике, цель близка.

И это понятие, йога, не ограничено статусом, классом, местом, или ситуацией. Это универсальная культура. Тело универсально для всех, ум индивидуален. Я учу йоге через тело.»

ЙСП 2.28 называет 8 ступеней йоги. Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Практика 8 ступеней йоги очищает сознание и успокаивает колебания ума (Yoga Chitta vritti niroddha ЙСП 1.2)

Гуруджи дает несколько своих определений, практических, что такое йога.

Yoga snayu vritti niroddha

“Snayu – вибрации тела.

Тело трясется! Когда каждая клетка тела ясная, приходит точность и божественность. Но это касается не только физического тела. Сознание, ум, интеллект должны быть связаны с телом, требуется участие всей системы.

Один мозг – не способен контролировать столько разных пунктов и действий в асане, так много разных действий для разных частей тела. А кто сказал что мозг должен это делать? Возможности мозга ограничены, Сознание – неограничено!

От кожи до души, от души до кожи, йога – это пребывание с самим собой полностью!

Вы все хотите делать бхогасаны, а не йогасаны. Все стремитесь получить удовольствие в асанах, сделать асаны приятными. Так, как будто вы приезжаете в отпуск или на каникулы, и там на отдыхе заняты только тем чтобы наслаждать свои чувства. Но это не является целью йоги. Целью является пробуждение сознания.

Мои каникулы, и моя работа, и перерыв на отдых – это все моя практика.»

Yoga dukha vritti niroddha

Dukha – боль, страдания.

Между рождением и смертью, все время у человека присутствуют те или иные страдания в теле, та или иная боль, то больше, то меньше. Также есть страдания ума, депрессия и тп. И довольно часто именно боль и страдание подталкивает человека к занятиям йогой. ОНи избавляются от боли и могут двигаться дальше.

У боли и страданий есть причина. Heyam dukham anagatam (ЙСП) – боли, которая еще не случилась, можно и нужно избежать. Йога помогает найти причину и устранить ее!

На практике это – дисциплина.

-диета

-упражнения

-режим сна и бодрствования

-качество выполнения движений

-качество жизни

Гуруджи: «Мы все хоти освобождения, но являемся связанными и цепляемся за эти связи!» И эти связи – наши привычки! Гуруджи говорил, привычка – это болезнь!

Yoga samskara vritti niroddha

Samskara – привычка!

Привычки мешают проникновению сознания вглубь.

«Я никогда не говорю своим ученикам – не курите, бросьте пить, не ешьте мясо. Практика сама трансформирует вас и ваши привычки! Только будьте внимательны, наблюдайте, будьте чувствительны! Пребывайте полностью в настоящем моменте времени!

Йога – это соединение ясной головы и чистого сердца

Крия йога – это тапас, свадхьяя и Ишвара пранидхана (ЙСП 2.1)

Тапас – для чистоты сердца. Тапас – это огонь, свет мудрости, он сияет и очищает. Практика йоги должна быть искренней и пылкой, непрерывной и длительной.

Но – даже осел тяжело трудится, и одного тапаса не достаточно.

Свадхьяя – самоизучение, необходимо и важно. Развивайте интеллект каждой клетки вашего тела, будьте чувствительны к отражению, пониманию (reflection) а не к действию (action)

Йога трансформирует вас, но вы будьте с собой, и действуйте сохраняя присутствие сознания.

Tada swarupe awasthanam (ЙСП) когда зеркало чисто, то отражение в нем мы видим ясно. Нужно удалить все ментальные загрязнения, чтобы стало видно сияние души.

Проблемы, те или иные, всегда будут. Йога помогает нам как навигатор пройти через них. И Свадхьяя, самоизучение, помогает оставаться в настоящем моменте времени.

Делать только то, что тебе нравится – это не дисциплина.

Осознанность необходимо создавать, она не приходит сама по себе. Внимательность и осознанность – разные вещи. Вначале мы развиваем внимательность, и из нее создаем осознанность.

«Мои действия основаны на отражении. Я не действую ради действия» - Гуруджи.

Ишвара Пранидхана – посвящение Богу или Вышнему Существу. Пранидхана также означает концентрация.

Это эмоция, это то, что случается на эмоциональном уровне. Этому нельзя научить. Как чувствовать Бога, как любить Бога. Это эмоция любви, посвящения, предложения Богу самого лучшего. Благодарность.

Для этого ум должен быть чистым, ясным, незапятнанным, непорочным.

Эта концепция меняет полностью качество вашей практики, вы выходите на другой уровень, ваши действия становятся совершенными.

Кайвалья – освобождение.

Освобождение от оков иллюзии, от оков эгоизма. Кайвалья – это совершенство в йоге. Она очищает ум и сердце, и может быть везде, и пронизывает все, как пространство.

Человек, который был ограничен своими страданиями, становится свободным от них, и осознает и видит свою божественную природу.

Крия-йога – это йога действия, так как одного знания недостаточно, мы должны также понимать, как действовать, что конкретно делать . и Йога Айенгара показывает нам практический способ, отвечает на этот вопрос, что делать, как себя вести. Это особенности системы йоги Айенгара.

Наши рекомендации