Понимание современности
Уроки философской герменевтики не пропали даром, мы усвоили, что концептуализации в науках, основанных на прак — тиках понимания, существенно определяются контекстом современности. Теоретические модели в социальных науках, вопреки своему, по видимости, трансисторическому содер —
жанию, имеют ситуативно определенный генезис и являются оправданными (и теоретически эффективными) относительно вполне конкретной "социетальной конфигурации". Можно сказать, что контекст современности для социальной теории значим, во — первых, как предпосылочное знание, зада — ющее "предпонимание" социального мира, и, во —вторых, как приоритетное поле тематизации.
Как представляется, критическая теория, по определению работающая "на стратегическом острие изменений", должна быть особенно чутка и реактивна к меняющейся современности. Соответственно, концептуальные построения Хабермаса целесообразно критически рассмотреть в плане восприимчивости к новым реалиям, меняющим принципы и формы общественной жизни. При этом, идентифицируя современность, я буду опираться на социологические тематизации тех радикальных смещений в структурах социальных практик, которые за последние десятилетия радикально изменили социальный мир.
Среди современных социальных теоретиков действительно нет особых расхождений в том, что примерно с рубежа 60 —70 —х гг. (датировка перелома может несколько варьироваться) западные общества вступили в период коренной транс — формации; причем в осмыслении перемен преобладает риторика кризиса. Последний определяется как кризис легитимации, кризис кейисианского стиля менеджмента или релятивистский кризис научной рациональности, кризис "государства всеобщего благосостояния", экологический кризис техногенной цивилизации и т. п.
В обозначениях нового социального мира, возникающего в результате кризиса, также нет единства: говорят об "обществе потребления", "информационном обществе", "обществе риска" и т. д. Наблюдается поразительный разброс определений при фиксации ключевых черт нового социального мира: говорят как о "конце субъекта", так и о "новом индивидуализме", как о "распаде общества", так и о новом утверждении "гражданского общества", наконец, как о "конце модерна", так и о рождении "второго модерна". Литература, посвященная тематике "транзитива", огромна и разноголоса; поэтому ниже обозначены лишь несколько ключевых феноменов, которые мне представляются особенно примечательными.
а) Конец организованногомодерна
Учитывая радикальность и глубину перемен в принципах плетения социальной ткани, можно говорить, конечно, и о постмодерне, если только связывать это слово не с апокалиптической шумихой, а с социологически наблюдаемыми pea —
лиями жизненного мира. Лично я все же ушел бы от его упот — ребления по следующим двум причинам. Во —первых, перелом, свидетелями которого мы являемся, не является первой мутацией модерна: "Скорее, сегодняшние изменения могут быть уподоблены по масштабу и форме трансформации, начавшейся в конце XIX века и приведшей к новой социеталь — ной конфигурации, которая вскоре была названа "массовым обществом" и "индустриальным обществом" '. Поэтому, на мой взгляд, недостаточно сказать: "после модерна", следует уточнить, после какого именно (т. е. какая именно форма модерна оказалась исторически изжитой)?
Во —вторых, выражения "постмодерное состояние", "пост — модернизация" и т. п. не слишком удачны еще и потому, что сами эти эффекты могут быть поняты как прямой результат модерного типа развития, и предстают поэтому, скорее, как продолжение, а не завершение модерна. Например, по Гид — денсу, своеобразие сегодняшних развитых обществ является результатом дальнейшего вытеснения традиционных взаимосвязей из общественной жизни и может быть понято поэтому как радикализация модерна. Разложение традиций является общей характеристикой модерного развития, однако для предшествующей исторической формы модерна был характерен, скорее, баланс рефлексивности и традиции: сохранение национальных традиций имело в западных обществах большое значение для легитимации господства, поскольку оно позволяло государству осуществлять властные функции без применения силы; традиция охраняла также некоторые центральные области социальной жизни — семью и сексуальную идентичность, так что они остались в значительной мере незатронутыми экспансией модерных принципов2. Соответственно тип общества, формирующийся с 70 —х гг., определяется Гидденсом как "посттрадиционный". Несмотря на прямую преемственность с принципами предшествующего развития, этот тип вместе с тем характеризуется существенной новизной, что позволяет Гидденсу предсказать новый рас — цвет социологии, стоящей перед "еще неоткрытой Америкой второго модерна".
Опираясь на осуществленную Петером Вагнером историке — социологическую реконструкцию эволюции модерна, реконструкцию, которая интегрирует большое количество разнородных источников и частных авторских концептуализации модерного развития и является хорошо артикулирован —
ной в категориальном плане, мы можем конкретизировать переживаемый сегодня "пост —модерн" как "конец организованного модерна". Последний представлял собой социеталь — ную конфигурацию, составляющие элементы которой накапливались еще с конца прошлого века, но которая окончательно оформилась после второй мировой войны и хронологически совпадает с "золотым веком капитализма" или "великим тридцатилетием" — периодом с 1945 по 1973 г.
Основная черта "организованного модерна", по Вагнеру, состоит во всеобъемлющей конвенциализации социальных практик, представлявшей собой определенное отступление от либеральных идей, характеризующих ранний модерн. Идея индивидуальной автономии, основополагающая для всего проекта модерна, при этом не отрицалось, однако стала очевидной несостоятельность либеральных надежд на то, что из свободного индивидуального действия "естественным путем" вытекает социальная гармония, что из свободной экономической инициативы автоматически следует богатство народов, а из политической свободы индивидов — стабильная демократия. Конвенциализация была средством уменьшения общественной неопределенности, вытекающей из безоговорочной автономии действующих индивидов, путем канализации действий на основе принципов социальной приемлемости и функциональности.
Утверждение организованного модерна предполагало, что на смену индивидоцентристским представлениям о человеке приходят представления, центрированные той или иной формой коллективности как первичной относительно индивидуальности. И в этом смысле предпосылкой конвенциализации социальных практик явились специфически модерные формы социальной идентичности, сложившиеся еще в XIX веке, — нация и класс: "Определение релевантной единицы, с которой должно было соотноситься социальное действие, как нации-государства и понимание национального общества как структурированного в соответствии с границами социальных классов давало основу для организации модерна"1. Однако наличие этих предпосылок само по себе еще не гарантировало результата: для национальных элит наличие организованного и политически активного рабочего класса являлось, скорее, серьезной угрозой для общественной стабильности, а для интернационального рабочего движения нация — государство представало, скорее, как пережиток прошлого, нежели как оптимальная рамка политического действия. Организованный
модерн имел поэтому достаточно длительный период становления и полностью сложился в развитых странах Запада только в послевоенный период.
В социально — экономическом плане организованный модерн может быть — вслед за Дэвидом Харви — обозначен как "фордизм"', фордизм, как показывает Харви, представлял собой далеко не только организационную и технологическую рационализацию производственных процессов, де — лающую возможным эффективное массовое производство, поскольку, в понимании Форда, массовое производство оз — начало также массовое потребление, новую систему воспроизводства рабочей силы, новую политику контроля над трудом и менеджмента, новую эстетику и психологию. "Послевоенный фордизм должен рассматриваться, следовательно, не только как система массового производства, а скорее как целостный образ жизни" 2.
Фордизм как специфический способ организации социально-экономических процессов обеспечил феноменальный экономический рост, который основывался на серии взаимных компромиссов между основными участниками капиталистического производства. Бюрократизированные профсоюзы обеспечивали интеграцию организованного рабочего класса в рутинный процесс производства и активно участвовали в дисциплинизации рабочих. Мощь крупных корпораций была нацелена на обеспечение постоянного наращивания инвестиций, что вело к повышению производительное — ти, экономическому росту и общему повышению уровня жизни. Организованный рабочий класс и корпоративный капитал взаимно умеряли свои притязания и эффективно сотрудничали в обеспечении роста производства и стимулировании спроса. В свою очередь, ряд обязательств принимало на себя государство: с одной стороны, вторгаясь в рыночную стихию, оно регулировало экономические циклы посредством соответствующей финансовой и налоговой политики, с другой — смягчало классовое неравенство посредством активной социальной политики. В результате этой практики социального партнерства в "обществе потребления" была достигнута почти полная включенность членов общества в материальном плане: основные слагаемые коммодифициро— ванного образа жизни были доступны значительному большинству населения.
Социально — политическим аналогом фордизма являлась "организованная демократия". Формой, благодаря которой
"государство всеобщего благосостояния" добилось своих уникальных результатов, была "коллективизация". Она фиксировала положение каждого членов общества в тех или иных коллективах в соответствии с возрастом, профессиональным статусом, семейным положением, состоянием здоровья и т. п. Определение социального статуса индивида сопровождалось соответствующими ожиданиями относительно его поведения; в случае отклоняющегося поведения армия правительственных чиновников и социальных работников была готова вмешаться для восстановления порядка. Социальный мир становился управляемым; тотализация социального надзора вела к исчезновению непрозрачных и неподконтрольных социальных пространств. Стандартизация поведения обеспечивала укрепление социальной стабильности: для рабочих — в виде гарантии приемлемого уровня жизни, для элит — в виде отсутствия политических потрясений1.
Проявления политической активности граждан в рамках "организованной демократии' были эффективно институ— циализированы, они опосредовались и канализировались, прежде всего и главным обр isom, массовыми политически — ми партиями, прототипом которых послужили социалистические рабочие партии. Така.•; партия имела программу, артикулирующую интересы определенной части населения; эта часть, в свою очередь, идентифицировалась по социальному статусу (изначально — по классовому положению), определяющему общность ее членов. При этом реальная практика политических партий вела в послевоенный период к десуб — станциализации представительства: когда партия, пытающаяся представлять интересы определенной социальной группы, сталкивается в условиях всеобщего избирательного права с конкуренцией со стороны других партий, возникает напряжение между целью аутентичной репрезентации и целью достижения максимального успеха в борьбе за голоса. Постепенная трансформация массовой политической партии, изначально имевшей классовую основу, в электорально — про — фессиональную партию вела к относительному размыванию социальной субстанции репрезентации, хотя ее форма — политическое представительство — сохранялась. Такое представительство более не соотносится ни с чем, кроме пассивного принятия (или даже лишь с отсутствием открытого несогласия) со стороны избирателей, а широта представительства определяется способностью партийной элиты организовать электорат.
Таким образом, резюмирует Вагнер, "изменения в практиках материального распределения и господства <...> демонстрируют некоторые общие черты, а именно движение к проч — ным формам организации, в которых принцип свободы индивидов был фактически редуцирован и ограничен опреде — ленными видами допустимого выражения и действия" '. Аналогичные веяния наблюдаются и в области социальной теории. После второй мировой войны возникла своего рода "коалиция за модернизацию", объединяющая интеллектуалов и политике — административную элиту. Трансформируется образ интеллектуала: позу дистанцированного наблюдателя сменяет ориентация на теоретическое фундирование социальных технологий. В социологии переживают расцвет (если не доминируют) функционалистские концепции общества, имеющие под собой вполне реальную (хотя и исторически преходящую) основу.
Таким образом, организованный модерн характеризовался высокой степенью когерентности социальных практик, что и сделало возможными впечатляющие достижения "великого тридцатилетия". Важно подчеркнуть, что данный феномен явился продуктом констелляции и резонансного взаимодействия множества исторически случайных факторов и обстоятельств (причем продуктом, как оказалось, очень недолговечным); организованный модерн имел свой сложный и длительный генезис. Однако когда конвенциализация утвердилась в социальной жизни, ее сконструированный характер исчез из сознания членов общества. Прочные социальные классификации стали казаться репрезентирующими естественный порядок реальности. Точнее, наличный социальный порядок представал как квазинатуральный и идеальный одновременно; отклоняющиеся социальные явления внутри и вне западных обществ трактовались как пережиточные. Вполне объяс — иимо, что с распадом данной социеталыюй конфигурации2, возникло ощущение распада мира вообще и невозможности его когнитивной репрезентации.
б) "Возвращение субъекта"
Социетальные трансформации, происходящие в развитых странах Запада примерно с рубежа 60 —70 —х гг., могут быть
негативно определены, прежде всего, как глубокая деконвен — циализация социальных практик. В экономической сфере изменения концептуализируются как "конец организованного капитализма" (см.: таб. 1) или переход от фордизма к "гибкому накоплению": капитал становится дисперсным, географически мобильным, гибким в своем поведении на рынках труда и продукции. Когерентность социально — экономических институтов организованного модерна разрушается, прежде всего, вследствие того, что масштаб экономических практик все в большей мере превышает контролируемые рамки нации — государства. В социально — политической области наблга — даются параллельно идущие процессы эрозии электоральных институтов (прежде всего упорядоченных форм политичес — кого участия) и рост неинституциональной гражданской активности.
Таб. 1. Различие между "организованным" и "дезорганизованным" капитализмом ' | |
Организованный капитализм | Дезорганизованный капитализм |
Концентрация и централизация индустриального, банковского и торгового капитала на регулируемых национальных рынках | Рассредоточение быстро растущей мощи корпораций за пределами национального рынка. Увеличивающаяся интернационализация капитала, сопровождающаяся иногда разделением индустриального и банковского капитала |
Растущее разделение прав собственности и контроля и возникновение сложных управленческих иерархий | Продолжающаяся экспансия страты менеджеров, вырабатывающей свои собственные индивидуальные и политические программы, совершенно отличные от классовых убеждений |
Рост новых секторов управленческой, научной и технической интеллигенции и бюрократии среднего класса | Относительный / абсолютный упадок традиционного рабочего класса |
Рост коллективных организаций и практики трудовых соглашений в рамках регионов и национальных государств | Снижение эффективности национальных трудовых соглашений |
Замкнутая артикуляция интересов государства и крупного монополистического государства и возникновение основанного на классовом компромиссе государства всеобщего благоденствия | Растущая независимость крупных монополий от государственного регулирования и различные вызовы централизованному бюрократическому аппарату и власти государства |
Экспансия экономических империй и их контроль над заокеанскими промышленностью и рынками Объединение различных классовых интересов в рамках национальной программы, утвержденной на основе достигнутого компромисса и бюрократического регулирования | Индустриализация третьего мира и конкурентная де-индустриализация бывших метрополий, специализирующихся на сфере услуг Полный упадок политических идей и институтов, основанных на межклассовых отношениях |
Оборотной стороной деконвенциализации социального действия (и позитивной характеристикой нового состояния социального мира) и является "возвращение субъекта". Это утверждение может показаться странным с учетом того, что "смерть субъекта" является одной из самых азбучных констатации постмодернистской теории. Однако, слегка шевельнув извилиной, замечаешь полную совместимость этих якобы диаметрально противоположных тезисов. Постмодернистская теория раскрыла (и это является ее бесспорным достижением) социальную конституцию квазиестественной субъективности. В обществе организованного модерна конститутивными факторами образования идентичности действующих субъектов были четко определенные (и воспринимаемые как естественный порядок вещей) социальные роли — системы рутинных практик, в рамках которых индивидам, для их же блага, надлежало занимать установленное место и следовать в своем поведении соответствующим ожиданиям других участников интеракции.
Конец организованного модерна означает раскрепощение субъекта и, в этом смысле, возврат к либеральным идеям раннего модерна. Однако если в последнем имел место диссонанс между принципиальным универсализмом либеральной идеологии и фактическим исключением из поля ее приложения большинства населения (прежде всего, трудящихся классов и женщин), то в сегодняшнем состоянии принципы автономии личности, индивидуального самоопределения и самореализации сочетаются с практически полной включенностью членов общества1.
"Возвращение субъекта" означает распадение прежних
прочных форм социальной идентичности — класса и нации — и переход к более гибким и открытым формам. Вообще говоря, представление о том, что индивиды сами конструируют свою социальную идентичность, характерно для всего модерна. Однако его этапы различаются по тому, насколько широко реальное участие членов общества в таком конструировании и в какой мере идентичность действительно является предметом выбора. В обществе раннего модерна конструирование социальной идентичности являлось достоянием прежде всего интеллектуальной и коммерческой элит, представлявших себя "двигателями прогресса"; в период организованного модерна основные формы социальной идентичности — класс и нация — представали как квазинатуральпая данность.
Деконвенциализация социальных практик обусловливает расширение социального пространства для творческого конст — руирования идентичности'. Освобожденная от уз общественной функциональности, социальная идентичность приобретает свободный игровой характер театральной самопрезен — тации личности, становится высоко индивидуализированной, неустойчивой и текучей.
При этом идею субъекта, как отмечает Ален Турен, нельзя смешивать с индивидуализмом: воплощая волю индивидов действовать и быть признанным в качестве деятелей2, субъект фактически существует только как социальное движение, ос — паривающее логику порядка3, хотя и освободившееся сегодня от революционного радикализма. Преодолевая стереотипы односторонней техницистской и бюрократической рационализации социальной жизни, необходимо по —новому определить субъекта — не столько по его способности к преобразованию мира и господству над ним, сколько по тому, что он может рефлексивно дистанцироваться от самой этой способности. Субъект, указывает Турен, опознается не столько по продуктам его предметной деятельности, сколько по своей "нездешности" в социальном мире и стремлению к коммуникации с другими социальными силами именно как с субъектами4.