Проблема происхождения философского знания. Природа философии. Дискуссия о происхождении философии, ее эвристическое значение

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение основных мировоззренческих проблем, связанная с выработкой целостного взгляда на мир и место человека в нем. Это наука наук, изучающая общую природу сущего.Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает наука, и он разделяется на 4 вида: онтология(ontos – сущее) – наука о бытии(материальном и идеальном), гносеология(Gnosis – познание) – наука о познании, его сущность, каков субьект и обьект познания, философия антропологии (место человека, исследование его проблем), социальная философия ( проблемы функционирования и развития общества).
Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем. Выделяется три формы – религия, мифология и философия. Мировоззрение это более широкое понятие, это также и мифологическое, художественное и религиозное мир – я. Это отражение мира, в первой фазе яв – ся мироощущением, затем мировосприятием и миропредставлением. Эти фазы происходят на уровне чувств, когда же включается рассудок, формируется мировоззрение, способное определить закономерности и сущность явлений. Это миропонимание, его и представляет философия. Это высший вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно – рациональное мировоззрение, самый поздний в историческом плане вид, возникший после мифа и религии. Позитивизм: философия есть преднаука, набор гипотез, некоторые из которых отбрасываются с появлением науки(Левкипп – атом неделимая честица).

Существует классическое- метафизическое определение философии – метафизика изучает нечто, что выше природы при помщи разума. Неклассическое понимание – философия есть наука о человеке, сознании, мышлении, трансцедентальный метод – изучить сначала сознание, мышление
Диалектическое понимание – человек поднимается посредством познания
Существуют самые различные концепции перехода от мифа к логосу, от одного типа мировоззрения к другому, но в качестве основных выделяются следующие.
1. Мифогенная теория. Содержание настоящей концепции сводится к утверждению, что античная философия проистекает из античной мифологии второго поколения, являясь ее рационалистической интерпретацией. То есть миф рассматривается как аллегория, за которой стоят реальные события, подлинные исторические факты, принявшие в мифе искаженный характер и неверно истолкованные. Обобщающую функцию в мифе якобы выполняла метафора, с помощью которой человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки. Но постепенно первоначальный смысл стал забываться и затемняться, и поэтому требуется осуществить рационализацию мифа, перевести систему метафорических эпитетов, аллегорий на язык понятий и категорий. Таким образом, получается, что философия – это та же мифология, но выраженная на ином языке. Следовательно, нет никакого «греческого чуда», нового мировоззрения, нового понимания мира. Представители этой теории подчеркивают полную преемственность философского мировоззрения по отношению к мифологическому и не видят принципиально нового характера, специфики философского мировоззрения.
Вариантом мифогенной концепции является символическая теория истолкования мифа, которая интерпретирует миф как единство чувственного образа и смысла, закрепленное ритуалом, традицией. С этой точки зрения, философия освобождает миф от знаковой условности, обнаруживая за последним реальное содержание. Тем самым символ делался адекватным отражением действительности: скажем, боги становятся лишь символами природных стихий.

2. Гносеогенная теория. Внешне, на первый взгляд, она прямо противоположна мифогенной. Содержание этой концепции сводится к следующему. Философия не имеет никакого отношения к мифологии, так как у нее иной источник. Философско-мировоззренческий взгляд на мир сформировался на основе научно-теоретического знания, развивавшегося вне мифологии, и был следствием обобщения реального опыта. Такая точка зрения отчетливо представлена в I томе «Истории философии» (М., 1957. С. 30). По мнению ее авторов, философская мысль развивалась из знаний, противоположных вере и фантастическим представлениям, и поэтому мифология не может быть предысторией философии.
3. Гносеогенно-мифогенная теория. В ней предпринята попытка примирения первых двух теорий, радикально расходящихся между собой. Представители этой теории считают, что мифогенная и гносеогенная концепции могут быть логически согласованы, поскольку внутри мифа имеются элементы здравого смысла, обыденного опыта, так же как вне мифологии существовали элементы научного специального знания: математического, медицинского и иного, заимствованного на Востоке. Распространение этого знания на все мировоззрение и привело к появлению нового философского мировоззрения. Эта точка зрения представлена в книге А.В. Чанышева «Курс лекций по древней философии» (М., 1981).

Наши рекомендации