Особенности немецкой классической философии
(И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).
Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, основатель критического, или трансцендентального идеализма.
Трансцендентальный идеализм (нем. transzendentale Idealism) — в учении И. Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом.
Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа.
В наиболее значимой работе докритического периода “Всеобщая естественная история и теория неба” Кант сформулировал мысль, которая позднее в западноевропейской науке оформилась в некую “коллективную” теорию — гипотезу Канта-Лапласа. Это была мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же теории он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности своей образующих единую систему. Такое предположение позволило Канту сделать научное предсказание о наличии в Солнечной системе еще неоткрытых планет. В век господства механицизма Кант одним из первых среди философов попытался построить картину подвижного, динамичного, эволюционного мира.
· «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
· «Критика практического разума» (1788) — этика
· «Критика способности суждения» (1790) — эстетика
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.
Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Всеобщие утверждения о мире в целом, о Боге, о свободе Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов и антитезисов в своей работе “Критика чистого разума”
Основополагающий принцип этики Канта – принцип автономии морали. Мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и не выводима не из чего. Мораль, таким образом, сфера свободы человека. Новая задача – найти закон, выражающий эту свободу (это задача, по мнению философа, метафизики нового типа).
Такой закон Кант называет категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» или – «поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством»
Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т.е. преодоление эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человек не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Согласно Канту, поведение будет добродетельным, если целью его является собственно нравственное совершенствование и счастье других. Добродетель и счастье – две вещи несовместимые, считает немецкий философ.
Но центральным вопросом его философии, безусловно, оставался вопрос о познаваемости мира и о том, как возможно это познание. Он подтвердил познаваемость природы – многообразия явлений в пространстве и времени - с помощью чувственного созерцания, рассудка, разума и их априорных форм (трансцендентальных), но указал и на принципиальную непознаваемость, внеопытность (трансцендентность) «вещей-в-себе». Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место вере.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии, конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».
Создал систематическую теорию диалектики - науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления - главный системообразующий принцип в философии Г.В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).
Первооснова мира - Абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) - безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.
По Гегелю, диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. Гегель писал: “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью”.
Любой предмет, явление, представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. Найденные Гегелем зависимости, будучи сторонами процесса развития, характеризуют его с разных сторон.
Анализируя категорию отчуждения, предметную деятельность, Г.В.Ф. Гегель рассматривает человека и историю как результат его собственного труда.
Осуществление буржуазно-демократических требований Г.В.Ф. Гегель видел в компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии.
Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист, атеист.
Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней. Субъект божества — разум, а субъект разума — человек».
Основные сочинения Л. Фейербаха: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего». Идеолог радикальной буржуазии, бывший ученик Гегеля, он выступил с развернутой критикой взглядов своего учителя. Вот его характерные высказывания: «Мыслимое бытие не есть действительное бытие», «Философия Гегеля - рациональная мистика».
Фейербах продолжил материалистическую линию Демокрита, Эпикура, Спинозы, французских материалистов XVIII в. «Материя есть существенный объект ума». Природа создала не только «мастерскую желудка», но и «храм мозга», утверждал Фейербах.
Основой познания он считал чувства, именно они «читают книгу природы». Но он не был узким эмпириком, сенсуалистом, так как высоко оценивал значимость разума. Признавал он и роль практики в познании (она разрешает сомнения), но в то же время практику он сводил к чувственной деятельности.
И все же и этот замечательный мыслитель остался на уровне метафизического материализма. Диалектику Гегеля он просто отбросил, не пытаясь ее переработать. Это значит, что рациональное «зерно» гегелевской диалектики он не разглядел из-за общего отрицательного отношения к философии своего предшественника.
В работе «Сущность христианства» рассматривает вопрос о социальных и исторических корнях религии. Делает вывод, что специфика религиозного сознания - в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя - «религию любви» к человеку. «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека» («Сущность христианства»)