Задания для самоподготовки
1. Соотнесите концепцию и ее основные положения:
1. формационная концепция марксизма | 1. Право – социальный регулятор, который играет разную роль в конкретных исторических типах общества |
2. теологическая концепция | 2. право – продукт Божьей воли |
3. цивилизационная концепция. | 3. Право – это воля правящего класса, возведенная в закон, Право часть надстройки, определяемой базисными производственными отношениями, складывающимися в каждой формации |
4. теория индустриального роста | 4. Право – часть самобытного и уникального культурно-исторического мира цивилизации. |
2. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Н.М. Коркунов:
«На юридических факультетах особый курс, посвященный изложению философских учений о праве, обязательно занимает свое место. Это явление общее не только русским, но и университетам Западной Европы юристу знакомство с историей философских учений о праве требуется не только для самостоятельных научных работ, но также и для сознательного усвоения готовых выводов науки. Нельзя понять и положительного права, не имея понятия о том, какими теоретическими воззрениями руководствовались люди, созидавшие обычаи, законодательство, судебную практику.
Значение сменявших друг друга во времени философских учений о праве не только как последовательных ступеней нашего познания общественных явлений, но и как одного из важнейших условий их реальных видоизменений ставит философии права своеобразную, особенную задачу... Для юриста они (философские учения о праве) имеют значение не только как переходные ступени к последующим, более новым теориям, а напротив, главным образом по тому влиянию, какое они, независимо от их сущности, оказали на действительный строй современных им общественных отношений...».
Вопросы:
1. В чем Н.М. Коркунов видит значимость философии права для юристов? Согласны ли вы с этим?
2. Поясните, каким образом философские учения о праве оказывают влияние на действительный строй современных им общественных отношений?
3. В каком значении употребляет Н.М. Коркунов категорию «положительное право»?
3. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Г.Ф. Шершневич
«На философию права оказало влияние одно важное обстоятельство – это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизацией норм положительного права, философия права разрабатывалась по преимуществу лицами, весьма мало или даже вовсе не причастными к правоведению. Одни изучали право, как оно им дано в нормах, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть, и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Эта разобщенность продолжается, к сожалению, и доныне. Философы не хотят сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше. Такое положение вещей отражается в высшей степени вредно как на правоведении, ослабляя его теоретическую ценность, так и на философии права, подрывая ее практическое значение. Дело доходит до того, что приходится отстаивать перед юристами философию права».
Задания:
1. Как Вы считаете, в чем причина разобщения между философией права и юридической наукой?
2. Охарактеризуйте соотношение философии права и науки о праве.
3. В чем ценность и необходимость философии права для юриста?
4. В чем опасность отказа от философии права? Актуальна ли сегодня задача «отстоять» философию права?
4. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Г.Ф. Шершневич
«Среди юридических наук философия права призвана играть в миниатюре ту же роль, какая выпала на долю философии в отношении всего человеческого знания. Философия права должна ставить своею задачей то же, что составляет предмет изучения отдельных юридических наук: право, как оно есть и право, каким оно должно быть. Отношение философии права к специальным юридическим наукам выражается в том, что она должна исследовать все те понятия, которые лежат в основании последних, и выработать при помощи этих понятий и на почве исторического опыта общий идеал правового порядка. Отдельные правовые науки будут пользоваться в своей систематической работе установленными философией теоретическими понятиями, а в политике займутся вопросом об осуществлении, каждая в своей области, идеала, начертанного, общими штрихами тою же философией права. Тогда восстановится общее представление о правовом порядке, как о чем то цельном, ныне совершенно ускользающее от внимания, благодаря изучению права лишь по частям. На обязанность специальных юридических наук лежит доставление философии права материала, по возможности обработанного и готового для высших обобщений. Только тогда установится правильная связь, как между отдельными юридическими науками, так и между правоведением вообще и философией права...»
Задания:
1. Поясните, какова роль философии вообще?
2. Какую роль Г.Ф. Шершневич отводит философии права? Согласны ли Вы с этим?
3. каково соотношение между философией права и отдельными правовыми науками?
4. Необходимы ли правоведению «высшие обобщения»? Так ли нужна философия права?
Вопросы для самоконтроля.
1. Как соотносятся философия и философия права?
2. Как соотносятся философия права и теория права?
3. Назовите основные пункты расхождения философии права и теории права.
4. Насколько истинен прогноз о грядущем полном вытеснении философии права теорией права?
5. Какие функции философии права Вы знаете?
6. Что более используется в праве классическая когерентная теория истины или неклассическая теория истины как непротиворечивости?
7. В чем смысл юридической герменевтики?
8. Как в философии права представлен синергетический подход?
9. Какой смысл мы вкладываем в понятия объективное и субъективное право?
10. Какой смысл мы вкладываем в понятия естественное и позитивное право?
11. Как можно оценить роль права в различных типах обществ? Какие исторические типологизации обществ Вам известны?
12. Какую значимость имеет философско-правовое образование в контексте последних решений руководства Министерства и проблем, стоящих перед правоохранительной сферой?
13. Возможна ли корректная правоохранительная деятельность без философско-правового фундамента? Определите значимость философии права лично для вас.
ТЕМА 15.
Философия российской
государственности и права
Методические рекомендации по изучению темы:
При подготовке к первому вопросу обратить внимание на проблему интеллектуально-духовных оснований права – синтетическая, широкая, затрагивающая большое число присущих ей элементов, а также множество смежных областей и сфер: нравственность, психологию, религию, экономику, науку, географию, геополитику, традиции, фольклор, обычаи, этнографию и т.д. Необходимо развить мысль о несостоятельности попыток создать философию права как некую универсальную и всеобщую конструкцию, исходящую из каких бы то ни было оснований – объективного и субъективного идеализма, антропологического материализма, позитивизма, экзистенциализма.
При подготовке к второму вопросу акцентировать внимание на тот факт, что философия российского государства и права не может быть построена на абстрактных либо заимствованных ценностях. Эта философская концепция должна охватить собой целостный комплекс, который связывает в себе метафизические, антропологические, материалистические, гносеологические, аксиологические, социально-философские, духовно-культурные основания цивилизации.
Семинар.
Философия российской
государственности и права
Время – 2 часа
Вопросы
1. Возникновение и развитие государственности и права в России.
2. Методологические основания построения российской философии государства и права.
Задания для самоподготовки:
1. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Б.Н. Чичерин:
Право есть идеальное требование во имя идеального принципа. Только в силу метафизической своей сущности человек признается свободным; только в силу сверхчувственной своей природы он имеет права и требует к себе уважения. Отсюда же проистекает и юридическое равенство людей. Люди равны между собой единственно в отношении к метафизической своей сущности, во всем остальном они неравны. Все естественные определения ведут к неравенству, а так как эти определения дают содержание человеческой деятельности, то право, рядом с формальным равенством, признает материальное неравенство.
Из всего этого ясно, что правоведение, так же как и нравственность, зиждется на философских началах. Те, которые говорят о свободе, о равенстве, о правах людей, а между тем отвергают всякую метафизику и производят все человеческие понятия из опыта не ведают, что глаголят. Тут воцаряется такая бесконечная путаница понятий, которая одна объясняет все безобразие проистекающих отсюда явлений».
Задания:
1. Какую характеристику праву дает Б.Н. Чичерин? В чем он видит идеальность права?
2. Какова роль свободы как аксиологической категории современного права?
3. Объясните, почему человек признается свободным только в силу своей метафизической сущности?
4. Почему Б.Н. Чичерин считает противоречивым говорить о свободе, равенстве и правах человека, отказываясь при этом от метафизики?
5. Каково соотношение неравенства и равенства в человеческом обществе? Какую трактовку справедливого равенства предлагает Д. Роллз?
2. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Новгородцев П.И.
«То, что мы вносим, то, что мы предлагаем, существует не со вчерашнего дня... это – вечные основы морального сознания и прежде всего – принцип личности и ее безусловного значения, принципы свободы и равенства, справедливости и любви.
Это те начала, которыми всегда питалось прогрессирующее правосознание, и которыми оно всегда будет питаться впредь. Задача нашего времени состоит в том, чтобы снова пересмотреть и переработать эти принципы, свести их в реальную систему, освободить от сомнений, предохранить от искажений, оберегать нравственную систему права от воздействий мелкой практики и односторонней теории, утверждать его чистое, идеальное значение, его моральную основу – вот цель, которой должна служить современная философия права, вот знамя, под которым она должна идти...».
Задания:
1. Что Новгородцев относит к вечным основам морального сознания? Согласны ли Вы с этим?
2. Есть ли разница между основами морального и правового сознания?
3. Согласны ли Вы с утверждением о том, что присутствие в праве ценностей уравнивает правовое и нравственное сознание?
4. Согласны ли Вы с необходимостью пересмотра фундаментальных принципов права? Чем вызвана насущность такой задачи для философии права?
5. Согласны ли вы с теми задачами философии права, которые выделяет Новгородцев?
3. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Ильин И.А.
«Развитие правосознания требует прежде всего работы над расширением и уточнением своего внутреннего духовного опыта. В этом отношении правовая жизнь подлежит общему основному закону духовного развития и является, подобно религии, философии, науке, искусству и нравственному творчеству, разновидностью единого жизненно-духовного делания. Но если это так, то не всякий человек, стоящий на любом уровне умственного и духовного развития, компетентен судить о понятии и сущности права, и «возражения» его против объективного значения права не будут иметь никакой силы и убедительности, если в основе будет лежать ограниченность и шаткость его личного духовного опыта...
Возможны ученые юристы, всю жизнь не поднимающиеся к теоретическому изучению права; они интересуются им лишь в меру и с точки зрения его практического применения и каузальные «запросы жизни» господствуют над их научной деятельностью. Они воспитывают в своих аудиториях умелых, но научно беспринципных практикантов, и часто сами того не осознавая, задерживают рост истинного правосознания в стране...
Философия права, формулируя его сущность и обретая его обоснование, имеет в виду не только понятие права, закрепленное в содержании исторически осуществленных норм, но и идею права, данную в опыте систематически очищенного правосознания, предметно созерцающего верховную цель права и духа. Сущность права не исчерпывается содержанием положительного права: право творится целеполагающим человеком, и тот, кто стремится познать эту основную природу права должен созерцать не только плохо сложенные в прошлом «ступени», но и верховную цель всего восхождения... Обосновать право не значит оправдать все исторически осуществленное, но показать, что право в его родовой сущности и в его положительном виде заслуживает духовного признания и принятия со стороны каждого человека...»
Задания:
1. Почему развитие правосознания невозможно без развития правового опыта?
2. Почему Ильин считает, что не всякий может судить о праве? Согласны ли Вы с этим?
3. Почему отсутствие философско-правовой составляющей «задерживают рост истинного правосознания в стране»? Согласны ли Вы с мнением Ильина?
4. В чем разница между идеей права и понятием права?
5. Как понять принцип: Право творится целеполагающим человеком? Обладает ли этот принцип сегодня своим значением?
6. В чем смысл оправдания права? Почему оправдание право антропологично?
4. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
М.К. Мамардашвили
«Лишь справедливость указывает на действительное благо и по сравнению с ним тот мир, в котором ты живешь, мир сбившихся в ком человеческих тел, заслуживает того, чтобы сказать о нем «Пусть он погибнет – да свершится справедливость», поскольку то, что свершится как справедливость, может быть таковым только тогда, когда налицо страсть удержания справедливости. То есть нельзя изобрести закон, который был бы вполне справедлив и цель которого полностью достигалась бы. Он всегда чего-то не учитывает, и все конкретные случаи исполнения закона – не на высоте формулы самого закона и ставят под сомнение саму формулу. Но философия требует, чтобы мы понимали, что целью закона является сам же закон. Не конкретная справедливость частных случаев, нет; чтобы людям было хорошо – это не высшее благо, ибо целью закона является сам закон. Иными словами для осуществления любого закона всегда и всюду должны применяться такие средства, которые поддерживают подвешенным над ними сам закон. Это состояние подвешенности никогда не достижимого в полной чистоте и справедливости закона и есть искомое состояние. А оно исключает абсолютный характер нашей привязанности к тому миру, с которым мы срослись и который считали бы всеобщим и окончательным. Без способности заглянуть за этот мир нет ни высшего блага для человека, ни красоты...»
Задания:
1. Какова роль справедливости в праве? Как следует понимать фразу: «Пусть он погибнет – да свершится справедливость»?
2. Какие трактовки справедливости в праве Вам известны? Сравните позиции Мамардашвили и Роллза.
3. Что имел в виду Мамардашвили, утверждая, что целью закона является сам же закон?
4. Как Вы понимаете термин подвешенность? Что он означает?
5. Почему Мамардашвили считает: «Без способности заглянуть за этот мир нет ни высшего блага для человека, ни красоты...»? Согласны ли Вы с ним?
Вопросы для самоконтроля
1. Как возникла и развивалась российская философия государства и права?
2. Назовите ключевые идеи построения российской философии государства и права.
3. В чем заключается своеобразие русской философии права?
4. Становление права в русской религиозно философии.
ТЕМА 16.