Методические указания по организации практических занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
Кафедра «Гуманитарных и социально-политических наук»
«утверждаю» | |
Директор института Социально- гуманитарных технологий __________ Шишов С.Е. «_____»___________2013 г |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
Направление: | |
Профиль подготовки: | все профили |
Степень выпускника: форма обучения: | бакалавр очная полная, заочная полная (4 года) и сокращённая (3 года) |
курс: | второй |
Москва 2013
УДК 577.12:664
© Звездина Е.В., Калугин В.Н. Философия. Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» рекомендуется для подготовки бакалавров по направлению……………. М.: МГУТУ, 2013.
Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (протокол № 10 от 14 июня 2013 г.)
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании ученого совета института Социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления (протокол № 10 от 27 июня 2013 г.).
Разработчик:
Звездина Елена Васильевна - к.филос.н., доцент кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук» МГУТУ им. К.Г. Разумовского;
Калугин Виктор Никитович – доцент кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук» МГУТУ им. К.Г. Разумовского.
Рецензенты:
Ерёмин Юрий Викторович – д.филос.н.; профессор.
Пашковский Мечислав Брониславович – к.филос.н., доцент
Настоящая документация представляет требования уровню усвоения программы дисциплины «Философия» и методические указания по организации учебного процесса подготовки бакалавров по направлению ………в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Высшего профессионального образования.
© Московский Государственный университет
технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2013.
109004, Москва, Земляной вал, 73
© Е.В.Звездина, В.Н.Калугин.
СОДЕРЖАНИЕ
1.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 5
1.1. Тематический план и трудоёмкость практических занятий. 6
1.2.Матрица формирования компетенций. 7
1.3. Темы и содержание семинарских занятий, литература для. 8
подготовки к занятиям. 8
1.4. Вопросы для самопроверки. 19
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 24
2.1Матрица формирования компетенций. 24
2.2. Виды самостоятельной работы. 25
2.3. Цели занятия по каждой теме курса. 26
2.4. Выполнение контрольных работ. 31
2.5.Темы рефератов и методические рекомендации по их написанию.. 45
2.6. Вопросы для самоподготовки. 51
2.7. Литература для самостоятельной работы.. 55
3.Методические рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивных форм обучения.. 56
3.1.Матрица формирования компетенций. 57
3.2.Активные формы обучения, применяемые при изучения. 59
предмета «Философия». 59
3.3.Деловые и ролевые игры по философии. 63
4.Тесты по философии.. 85
5. Вопросы для подготовки к экзамену.. 98
6. Учебно-практическое пособие по философии.. 99
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.. 104
I. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ.. 104
II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.. 114
III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 122
IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 137
V. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 146
VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 152
VII. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 159
VIII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 167
IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 177
X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 186
XI. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 197
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 220
I. БЫТИЕ. 220
II. КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ.. 237
В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ. 237
III. СОЗНАНИЕ. 247
IV. ЧЕЛОВЕК –. 258
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ.. 258
V. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.. 267
VI. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.. 277
VII. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.. 290
VIII. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. 305
IX. ОБЩЕСТВО.. 315
Х. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО- 325
ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ. 325
XI. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.. 335
СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 335
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 346
7.Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.. 367
8. Модульно - Рейтинговая система оценки результатов обучения 370
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. При изучении культурологии в вузе семинар – не просто вид практических занятий, а, наряду с лекцией, основная форма учебного процесса.
Выделяют три типа семинаров, принятых в университетах:
1) семинар с целью углубленного изучения определенного тематического курса;
2) семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы;
3) семинар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.
Формы проведения семинара.
В практике семинарских занятий по культурологии в вузах можно выделить ряд форм: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.
Требования к выступлениям студентов.
Успех семинарских занятий обеспечивает совокупность определенных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими, но не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
Раскрытие сущности проблемы.
Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Обсуждение докладов и выступлений.
Порядок ведения семинара зависит от его формы и целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место такая последовательность:
выступление (доклад) по основному вопросу;
вопросы к выступающему;
обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему;
заключительное слово докладчика;
заключение преподавателя.
1.1. Тематический план и трудоёмкость практических занятий