Тема 3. Философские традиции эпохи Средневековья
План семинарского занятия
1. Патристика. Аврелий Августин.
2. Схоластика, ее роль в развитии логики и риторики.
3. Разум и вера. Философия Фомы Аквинского.
В рамках данного занятия проводится устная работа с источником.
Контрольные вопросы
1. Какое понимание Бога и души человека дает в своих учениях Аврелий Августин?
2. Как решается проблема времени и вечности в учении Аврелия Августина?
3. Как Аврелий Августин определяет, что такое зло?
4. Что такое схоластика, и какое влияние она оказала на развитие науки?
5. Объясните различие между номиналистической и реалистической схоластикой.
6. Расскажите о соотношении разума и веры в учении Фомы Аквинского.
7. Раскройте основные идеи Фомы Аквинского о праве.
Задание для работы с источником
Обучающимся предлагается прочесть в хрестоматии (Маслодудова, Н.В. История политических и правовых учений (зарубежных стран): Хрестоматия / Н.В., Маслодудова, В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 2010) отрывок из произведения Аврелия Августина «О граде Божьем» и устно ответить на следующие вопросы:
1. Какова, по мнению Августина, природа человека и какие возможности она ему открывает?
2. Какие два типа общества выделял Августин? Опираясь на текст, дайте характеристику этим типам.
3. Какие войны Августин считал справедливыми и несправедливыми и почему?
4. Какова, по мнению Августина, причина существования в обществе господства и рабства?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 3
История философии : учебник / С.А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2012.*
Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М., 2012.
Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 2010.
Маслодудова, Н.В. История политических и правовых учений (зарубежных стран): Хрестоматия / Н.В., Маслодудова, В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 2010.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения
План семинарского занятия
1. Пантеизм натурфилософии Возрождения.
2. Гуманизм эпохи Возрождения (Э. Роттердамский
М. Монтень, Я. Бёме).
В рамках данного занятия проводится групповая работа (анализ философских высказываний) и контрольное тестирование по темам № 3-4.
Контрольные вопросы
1. Какой смысл вкладывается в понятие «Возрождение»?
2. Что характерно для философии Возрождения?
3. В чем особенность пантеистических воззрений?
4. Дайте характеристику этическим воззрениям Д. Бруно.
5. Какие тайны человеческой души смог раскрыть М. Монтень?
6. Какими возможностями наделял человека Пико дела Мирандола?
Задание для анализа философских высказываний
Каждой группе предлагается по одному высказыванию философов эпохи Возрождения, которое необходимо проанализировать по следующему алгоритму:
1. К какому направлению в философии относится автор высказывания?
2. К какому разделу философского знания относится высказывание автора?
3. Какую мысль своим высказыванием хотел донести автор до слушателей?
4. Определите свое отношение к высказанной автором мысли.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 4
История философии : учебник / С.А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2012.*
Лагунов, А.А. ФИЛ - и - СОФ: Беседы о вечном и бренном / А.А. Лагунов, С.А. Нижников. – М., 2012.*
Каутский, К. Томас Мор и его утопия / К. Каутский. – М., 2010.
Маслодудова, Н.В. История политических и правовых учений (зарубежных стран): Хрестоматия / Н.В., Маслодудова, В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 2010.
Тема 5. Философия Нового времени
План семинарского занятия 5/1.
1. Социально-философские взгляды Т. Гоббса.
2. Социально-философские взгляды Д. Локка.
В рамках данного занятия проводится работа с источниками по двум вариантам.
Контрольные вопросы
1. Почему Т. Гоббс считал, что для познания общества необходимо познание человека?
2. Какую роль в познании Д. Локк отводил опыту?
3. Какие три вида знания по степени очевидности выделял
Д. Локк?
Задание для работы с источником
Обучающимся предлагается прочесть в хрестоматии (Маслодудова, Н.В. История политических и правовых учений (зарубежных стран): Хрестоматия / Н.В., Маслодудова, В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 2010) отрывки из следующих произведений и письменно ответить на вопросы:
Вариант № 1
Источник – Т. Гоббс «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Вопросы:
1. Каково представление Т. Гоббса о природе человека?
2. Каким путем человечество, по мнению Т. Гоббса, может преодолеть «естественное состояние»?
3. Чем руководствуются, по мнению Т. Гоббса, люди при создании государства?
4. Какие формы государства выделяет Т. Гоббс, и по какому признаку?
5. Какими правами наделяет Т. Гоббс суверена?
6. Чем, по мнению Т. Гоббса, определяются границы власти?
7. Опираясь на текст, определите отношение Т. Гоббса к заговорам.
8. Назовите пути приобретения господства, выделенные Т. Гоббсом. Объясните их сущность.
9. В каких случаях подданные, по мнению Т. Гоббса, несут ответственность за действия власти и почему?
10. Опираясь на текст, составьте определения следующих понятий: «государство», «суверен», «свобода человека», «группа людей», «политическая группа людей», «законная группа людей», «неупорядоченная группа людей».
Вариант № 2
Источник – Дж. Локк «Два трактата о гражданском правлении».
Вопросы:
1. Как Дж. Локк характеризует естественное (догосударственное) состояние людей?
2. Объясните почему, по мнению Дж. Локка, стремясь подчинить себе кого-либо человек, постепенно начинает враждовать с ним.
3. Как Дж. Локк характеризует власть человека в естественном (догосударственном) состоянии?
4. Выделите из текста определение понятия «государство».
5. Что, по мнению Дж. Локка, побуждает людей создать государство?
6. Чем, по мнению Дж. Локка, определяются границы власти государства?
7. Опираясь на текст, объясните, почему люди, создав государство, обязаны подчиняться большинству?
8. Чем, по мнению Дж. Локка, определяется существование той или иной формы государства?
9. Какие формы государства выделяет Дж. Локк? Опираясь на текст, дайте им характеристику.
10.Чем отличаются представления Дж. Локка от взглядов Т. Гоббса по вопросу об отчуждении естественных прав в пользу государства.
План семинарского занятия 5/2.
1. Развитие политической доктрины французскими просветителями (Руссо, Вольтер и др.).
2. Философия И. Канта: теория познания и этика.
3. Система и метод философии Г. Гегеля.
В рамках данного занятия проводится работа с источником и контрольное тестирование по теме № 5.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику мировоззрению эпохи Просвещения.
2. Расскажите о понимании категории «свобода» Вольтером.
3. Объясните отношение Вольтера к религии.
4. Объясните, какую роль отводил Ж.-Ж. Руссо в познании мира опыту?
5. В чем особенность естественно-правовой теории Ж.-Ж. Руссо?
6. Как Ж.-Ж. Руссо обосновывает теорию «народного суверенитета»?
7. Объясните сущность и значение кантовского императива.
8. Почему теория И. Канта получила название моральной обоснованности права?
9. Дайте краткую характеристику гегелевской диалектики.
10. Объясните, почему Гегель считал право царством реализованной свободы?