Разделение космоса на два рода бытия
Изучая раннегреческих философов, мы акцентировали внимание на том, что в их учениях мироздание мыслится как единый целостный космос, объемлющий все сущее. В составе космоса природное, нечеловеческое бытие не выделяется в особую сферу. Человек и окружающий его мир единосущны.
Изменение этой фундаментальной онтологической установки происходит в эпоху классической греческой философии. Теперь сознание начинает отчетливо различать и даже противопоставлять природную, естественно возникающую и естественным образом существующую действительность от человеческого мира, который держится и существует силой человеческих же установлений. Единый космос досократиков распадается в эпоху классики на два рода бытия: природное во-первых, и установленное людьми во-вторых. Именно Антифонту принадлежит классическая формулировка этого различения.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ
Природное рассматривается Антифонтом как наиболее подлинное, достоверное и к тому же безусловно положительное бытие. Для каждого во благо следовать своей природе – требования ее естественны и необходимы, тогда как установления людей – искусственны и произвольны. Природное – то, что существует само собой: в силу естественных, прирожденных свойств самих вещей. Ему противостоит мир человеческих установлений – норм, обычаев, законов. Они условны, поскольку суть не что иное, как соглашение между людьми.
Закон нередко выступает как враждебное природе начало. "Многие (предписания, признаваемые) справедливыми по закону, враждебны природе (человека)". Поэтому "человек будет извлекать для себя наибольшую пользу, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко чтя их, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов искусственны, веления же природы необходимы" (ДК 87 В 44, А1).
ОБЛАСТЬ ИСКУССТВЕННОГО
К сфере искусственного, установленного людьми, относится весь порядок человеческого существования: язык, традиции, общественные нормы, представления и мнения. Все они, в силу происхождения из человеческой воли, условны, относительны и подвижны. Так, от природы все люди равны, различие же в образе жизни делит их на эллинов и варваров. Все, что привносится человеческой волей, может быть, по мысли Антифонта, этой волей отвергнуто. В соответствии с этим философ поступил и в своей жизни: он отпустил своих рабов на волю и женился на бывшей рабыне, за что был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.
В критике установленного людьми и призыве следовать тому, что диктует природа, Антифонт выступает предтечей кинизма, одной из сократических школ.
ПРОДИК (род. ок. 470/460 гг. до Р.Х.)
РАБОТА С ЯЗЫКОМ
Многое в деятельности софистов казалось людям странным и необычным. Странным выглядело их главное занятие – учить людей добродетели: как будто мы сами собой, ходом самой жизни и силой ее обстоятельств не становимся добры или злы. Столь же странным выглядел предпринятый софистами анализ языка – разве язык не есть то, чем каждый человек естественно владеет? Что, кажется, в нем изучать? Когда Протагор первым установил три грамматических рода (мужской, женский и средний) и различил разные виды глаголов, это было встречено насмешками, как нелепое умствование. Только в исторической ретроспективе стало ясном, что тем самым Протагор закладывал основы грамматики – науки о правилах речи. Исследование языка и становление науки о нем стало одним из важнейших достижений софистики, сыгравших огромную роль в истории человеческой мысли.
СИНОНИМИКА
Софист Продик внес особый вклад в изучение языка. Он подчеркивал, что мы не способны верно мыслить и говорить, если не установили точных значений слов, которыми пользуемся. Многие слова близки по смыслу, причем нередко до такой степени, что выглядят разными названиями одного и того же явления. Например: храбрость, смелость, отвага, мужество. Продик прославился тем, что тщательно и скрупулезно определял смысловые оттенки близких по значению слов. Благодаря этому речь приобретала точность и строгость, значительно расширялись ее выразительные возможности и повышался интеллектуальный потенциал.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ
Известен был Продик также своим учением о происхождении богов. Он полагал, что "солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно для нашей жизни, древние признали богами вследствие получаемой от них пользы, как египтяне обоготворили Нил" (DК 84 В 4). Таким образом, люди почитают божественным все, что для них составляет наибольшее благо. "Поэтому хлеб был назван Деметрой, вино – Дионисом, вода – Посейдоном, огонь – Гефестом, и так все из того, что приносит пользу".
Еще отчетливее идея о человеческом происхождении религии выражена одним из младших софистов, Критием. В своей драме "Сизиф" он описывает первобытное состояние человека, когда все отношения строились на силе и насилии. Даже когда были введены первые законы, люди подчинялись им только напоказ, а тайно продолжали творить несправедливость. И тогда, пишет Критий, некий человек нашел способ устрашить людей. Он придумал, что существует бог, вечный, благой, всевидящий и пекущийся о людях. "Имея божественную природу, он может слышать все сказанное людьми и видеть все ими сделанное. И даже если ты про себя задумаешь что-либо дурное, то и это не утаится от богов" (DК 88 В 25). Таким образом, боги, по этой версии, появляются как олицетворение блага и с целью подчинить поведение человека добрым побуждениям.
ЗНАЧЕНИЕ СОФИСТИКИ