О каком направлении развития общества говорит автор? Опираясь на текст, назовите два его признака

11. Английский философ Д. Юм, писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, никогда не может быть решён, так как уму не дано реально ничего, кроме его восприятий и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет новое восприятие.

Представителем какой гносеологической позиции является Д. Юм? Какая форма познания представлена в данном фрагменте?

Тема 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

-условия и границы познания в гносеологии Канта;

-связь онтологии и гносеологии в философии Канта;

- теоретическое обоснование дуализма, агностицизма и субъективизма, а также роль трансцендентального субъекта;

- сущность и содержание онтологии Гегеля;

- законы диалектики;

- содержание антропологического материализма и процесса отчуждения;

уметь

- объяснять содержание трансцендентальной диалектики;

-раскрывать специфику эмпирического и «чистого» знания, различать опытные и априорные элементы знания;

- применять основные идеи и концепции немецкой классической философии при анализе современных проблем познавательной деятельности людей и общественной практики;

владеть

- понимаем идей рационализма и диалектики как научных методов исследования проблем общественной жизни

1. Социально-экономические условия и духовные предпосылки возникновения немецкой классической философии.

2. Онтология, гносеология и этика Канта.

3. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Основные достижения немецкой классической философии: новая постановка и решение проблем гносеологии, этики, разработка диалектической логики как теории развития, принцип историцизма. Философское учение Канта: гносеология (трансцендентальный субъект, чувственность, рассудок, разум, антиномии, агностицизм); этика (автономия человеческой воли, категорический императив нравственного сознания, совпадение свободы, долга и добра). Философия Гегеля. Тождество бытия и мышления. Система и метод. Свобода как осознанная необходимость. Проблема отчуждения человеческой сущности в философии Л. Фейербаха

Основные понятия:«вещь в себе», трансцендентальный идеализм, ноумен, феномен, категорический императив, антиномии, панлогизм, диалектическая триада, диалектическое снятие, отчуждение, априоризм, отрицание, антропология.

Контрольные вопросы

1. В чём заключается «коперниканский переворот» в гносеологии, совершённый Кантом?

2. Как Кант решает проблемы познавательной активности субъекта?

3. Какую функцию у Канта выполняют категории пространства и времени?

4. В чём, согласно этике Канта, выражается дуализм человеческой природы?

5. Что означает принцип тождества бытия и мышления?

6. ?Какова формулировка законов диалектики у Гегеля?

7. Как ставится проблема отчуждения в немецкой классической философии?

8. Как Фейербах определяет сущность человека?

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014

2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014

  1. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010

Дополнительный

1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / Иммануил Кант. - М.: Наука, 1999.

  1. Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов / Иммануил Кант. - СПб.: Наука, 1995.
  2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 2000.
  3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000.

5. Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Л. Фейербах // Фей­ербах Л. Соч. : В 2 т. - М: Наука, 1995. - Т.1.

  1. Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии / Л. Фейербах // Фейербах Л. Соч. : В 2 т. - М: Наука, 1995. - Т.1.

7. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах //Фейербах Л. Соч. : В 2 т. -М.: Наука, 1995. - Т.2.

8. Асмус В.Ф. Иммануил Кант/В.Ф. Асмус. М.: Наука, 1975.

9. Быховский Б.Э. Фейербах/Б.Э. Быховский. М., 1987.

10. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/А.В. Гулыга. М., 1986.

11. Гулыга А.В. Гегель/А.В. Гулыга. М., 1994.

12. Ильин В.В. Философия Нового времени (XIX в.)/В.В. Ильин. М., 1994.

13. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия/В.Н. Кузнецов. М., 1986.

14. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии/Н.В. Мотрошилова. М., 1990.

15. Нарский И.С. Немецкая классическая философия/И.С. Нарский. М.: Высшая школа, 1977.

16. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры/Э.Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.

2. Различие между рассудком и разумом у Канта.

3. Абсолютная идея: логика, природа, дух (история).

4. Место религии в антропологическом материализме Л.Фейербаха.

Контрольные задания

1. Всеобщими (априорными) формами чувственного созерцания, согласно Канту являются…

а) бытие и сознание;

б) протяжённость и мышление;

в) субъект и объект;

г) пространство и время.

2. Гегель выдвигает тезис о тождестве…

а) времени и бытия;

б) Бога и природы;

в) бытия и небытия;

г) бытия и мышления.

3. Для философия Гегеля характерен…

а) панлогизм;

б) иррационализм ;

в) плюрализм;

г) пессимизм.

4. Нравственный долг в этике Канта выражен в виде…

а) естественного права;

б) категорического императива ;

в) закона природы;

г) аналитического суждения.

5. Гносеологическая позиция Канта характеризуется…

а) гностицизмом;

б) иррационализмом;

в) эмпиризмом;

г) агностицизмом.

6. Согласно Гегелю, в основе исторического процесса находится…

а) мировой разум;

б) божественное провидение;

в)воля человека;

г) экономические интересы.

7. Верны ли суждения о философии Фейербаха:

А. Для учения Фейербаха характерен антропологический материализм.

Б. В Философии Фейербаха Бог понимается как отчуждённая (объективированная) человеческая сущность.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

8. Согласно Канту, в своём поведении человек руководствуется идеями …

а) теоретического разума;

б) здравого смысла;

в) рассудка;

г) практического разума.

8. В философии Гегеля высшей ступенью развития абсолютного духа является…

а) философия;

б) искусство;

в)религия;

г) природа.

9. Этот закон диалектики вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона – качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к нарушению меры предмета и вызывает его коренное качественное изменение в виде скачка, т.е. перерыва постепенности в развитии. Возникшее новое качество в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений.

Наши рекомендации