Тема 1. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия

Онтология - учение о бытии. Философская категория «бытие», ее содержание и эволюция в истории философии. Соотношение понятий: бытие и небытие, бытие и сущее. Подходы к проблеме бытия в современной философии. Понятие вещи. Вещь, свойство, отношение.

Проблема многообразия и единства бытия. Понятие субстанции в истории философии. Плюрализм, дуализм, идеалистический и материалистический монизм.

Основные формы бытия. Специфика природного, социального, человеческого бытия. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия, понятия системы и элемента, виды систем, принципы системности и самоорганизации. Материя как философская категория. Движение как атрибут бытия. Развитие и его модели. Пространство и время как культурные универсалии и как важнейшие атрибуты бытия. Многообразие пространственно-временных уровней бытия.

Тема 2. Философские и научные картины мира как модели бытия

Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира.

Понятие мира. Мир как объективная реальность. Картины мира как философский синтез научных знаний о реальности; мировоззренческая и методологическая функция картин мира. Эволюция картин мира.

Натурфилософская картина мира: мир как самодостаточная, закономерная, внутренне упорядоченная и целесообразная реальность (космологические модели Античности). Аристотелевско-птолемеевская система мира.

Картина мира классической науки. Механистические представления о материи и движении. «Лапласовский» детерминизм. Субстанциальная концепция пространства и времени.

Неклассическая наука – квантово-механическая картина мира, вероятностно-статистический характер причинности, реляционная концепция пространства-времени.

Постнеклассическая картина мира. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Фундаментальная роль случайности. Стохастичный, неопределенный, нелинейный характер развития Вселенной. Синергетика как методология исследования сложных систем. Базисные принципы синергетики. Антропный принцип в постнеклассической науке.

Тема 3. Бытие и сознание.

Бытие и сознание. Понятие материального и идеального. Проблема происхождения сознания. Информационное взаимодействие как предпосылка возникновения сознания. Роль трудовой деятельности, языка и общения в формировании сознания.

Постановка проблемы сознания в философии. Сознание и мозг. Общественная природа и активность сознания. Творческий характер сознания. Самосознание, его структура и формы.

Структура сознания. Структура психической деятельности. Сознательное и бессознательное. Фрейдистские и неофрейдистские трактовки бессознательного и его роли в происхождении культуры. Сознание как необходимое условие развития культуры.

Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Лекции 4(2/0,5) часа.Практические занятия – 6 (2/0,5) часов.

Тема 1. Познание

Познание как активная деятельность человека, направленная на производство знаний. Проблема познаваемости мира в философии и основные способы ее решения. Субъект и объект познания.

Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Чувственное познание, его основные формы. Рациональное познание. Основные формы мышления. Роль интуиции в познании. Единство чувственного, рационального и интуитивного познания. Односторонность сенсуализма, рационализма, иррационализма.

Проблема истины в философии и науке. Классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная концепции истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Критерии истинности знания. Познание и практика. Проблема истины в судебном исследовании и юридической практике.

Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания. Особенности юридической герменевтики.

Тема 2. Специфика научного познания

Многообразие видов знания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.

Метод и методология. Частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) методы познания.

Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Методы и формы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент; эмпирический факт и эмпирический закон. Использование эмпирических методов в юридической практике.

Методы и формы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, формализация, математизация; гипотеза и теория. Особенности методологии социо-гуманитарного познания.

Предпосылочное знание. Картина мира и стиль научного мышления. Понятие о типах научной рациональности.

Общенаучная методология и методология права. Роль философских категорий как основных познавательных категорий философии права.

Диалектический, феноменологический, герменевтический методы в современном правоведении.

.

Раздел 4. ОБЩЕСТВО. ЦИВИЛИЗАЦИЯ. КУЛЬТУРА.

Лекции – 6 (2/0,5) часов. Практические занятия – 10 (4/0,5) часов.

Наши рекомендации