О каком направлении развития общества говорит автор? Опираясь на текст, назовите два его признака
11. Английский философ Д. Юм, писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, никогда не может быть решён, так как уму не дано реально ничего, кроме его восприятий и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет новое восприятие.
Представителем какой гносеологической позиции является Д. Юм? Какая форма познания представлена в данном фрагменте?
Тема 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В результате освоения данной темы, бакалавр должен:
знать
-условия и границы познания в гносеологии Канта;
-связь онтологии и гносеологии в философии Канта;
- теоретическое обоснование дуализма, агностицизма и субъективизма, а также роль трансцендентального субъекта;
- сущность и содержание онтологии Гегеля;
- законы диалектики;
- содержание антропологического материализма и процесса отчуждения;
уметь
- объяснять содержание трансцендентальной диалектики;
-раскрывать специфику эмпирического и «чистого» знания, различать опытные и априорные элементы знания;
- применять основные идеи и концепции немецкой классической философии при анализе современных проблем познавательной деятельности людей и общественной практики;
владеть
- понимаем идей рационализма и диалектики как научных методов исследования проблем общественной жизни
1. Социально-экономические условия и духовные предпосылки возникновения немецкой классической философии.
2. Онтология, гносеология и этика Канта.
3. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Основные достижения немецкой классической философии: новая постановка и решение проблем гносеологии, этики, разработка диалектической логики как теории развития, принцип историцизма. Философское учение Канта: гносеология (трансцендентальный субъект, чувственность, рассудок, разум, антиномии, агностицизм); этика (автономия человеческой воли, категорический императив нравственного сознания, совпадение свободы, долга и добра). Философия Гегеля. Тождество бытия и мышления. Система и метод. Свобода как осознанная необходимость. Проблема отчуждения человеческой сущности в философии Л. Фейербаха
Основные понятия:«вещь в себе», трансцендентальный идеализм, ноумен, феномен, категорический императив, антиномии, панлогизм, диалектическая триада, диалектическое снятие, отчуждение, априоризм, отрицание, антропология.
Контрольные вопросы
1. В чём заключается «коперниканский переворот» в гносеологии, совершённый Кантом?
2. Как Кант решает проблемы познавательной активности субъекта?
3. Какую функцию у Канта выполняют категории пространства и времени?
4. В чём, согласно этике Канта, выражается дуализм человеческой природы?
5. Что означает принцип тождества бытия и мышления?
6. ?Какова формулировка законов диалектики у Гегеля?
7. Как ставится проблема отчуждения в немецкой классической философии?
8. Как Фейербах определяет сущность человека?
Библиографический список
Основной
1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014
2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
- Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010
Дополнительный
1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / Иммануил Кант. - М.: Наука, 1999.
- Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов / Иммануил Кант. - СПб.: Наука, 1995.
- Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 2000.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000.
5. Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Л. Фейербах // Фейербах Л. Соч. : В 2 т. - М: Наука, 1995. - Т.1.
- Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии / Л. Фейербах // Фейербах Л. Соч. : В 2 т. - М: Наука, 1995. - Т.1.
7. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах //Фейербах Л. Соч. : В 2 т. -М.: Наука, 1995. - Т.2.
8. Асмус В.Ф. Иммануил Кант/В.Ф. Асмус. М.: Наука, 1975.
9. Быховский Б.Э. Фейербах/Б.Э. Быховский. М., 1987.
10. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/А.В. Гулыга. М., 1986.
11. Гулыга А.В. Гегель/А.В. Гулыга. М., 1994.
12. Ильин В.В. Философия Нового времени (XIX в.)/В.В. Ильин. М., 1994.
13. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия/В.Н. Кузнецов. М., 1986.
14. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии/Н.В. Мотрошилова. М., 1990.
15. Нарский И.С. Немецкая классическая философия/И.С. Нарский. М.: Высшая школа, 1977.
16. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры/Э.Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991.
Темы докладов и рефератов
1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
2. Различие между рассудком и разумом у Канта.
3. Абсолютная идея: логика, природа, дух (история).
4. Место религии в антропологическом материализме Л.Фейербаха.
Контрольные задания
1. Всеобщими (априорными) формами чувственного созерцания, согласно Канту являются…
а) бытие и сознание;
б) протяжённость и мышление;
в) субъект и объект;
г) пространство и время.
2. Гегель выдвигает тезис о тождестве…
а) времени и бытия;
б) Бога и природы;
в) бытия и небытия;
г) бытия и мышления.
3. Для философия Гегеля характерен…
а) панлогизм;
б) иррационализм ;
в) плюрализм;
г) пессимизм.
4. Нравственный долг в этике Канта выражен в виде…
а) естественного права;
б) категорического императива ;
в) закона природы;
г) аналитического суждения.
5. Гносеологическая позиция Канта характеризуется…
а) гностицизмом;
б) иррационализмом;
в) эмпиризмом;
г) агностицизмом.
6. Согласно Гегелю, в основе исторического процесса находится…
а) мировой разум;
б) божественное провидение;
в)воля человека;
г) экономические интересы.
7. Верны ли суждения о философии Фейербаха:
А. Для учения Фейербаха характерен антропологический материализм.
Б. В Философии Фейербаха Бог понимается как отчуждённая (объективированная) человеческая сущность.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
8. Согласно Канту, в своём поведении человек руководствуется идеями …
а) теоретического разума;
б) здравого смысла;
в) рассудка;
г) практического разума.
8. В философии Гегеля высшей ступенью развития абсолютного духа является…
а) философия;
б) искусство;
в)религия;
г) природа.
9. Этот закон диалектики вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона – качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к нарушению меры предмета и вызывает его коренное качественное изменение в виде скачка, т.е. перерыва постепенности в развитии. Возникшее новое качество в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений.