Критика чувственного познания, рационального познания и практики

В марксистской эпистемологии процесс познания состоит из трех стадий: чувственного познания, рационального познания и практики.

В связи с этим возникает важный вопрос: как сознание, которое, как утверждается в марксизме, является плодом или функцией, мозга и отражает объективный мир, может осуществлять рациональное (логическое) познание (абстрагирование суждения, умозаключение) и, более того, как оно может руководить практикой (революционной практикой)? Даже учитывая то обстоятельство, что существует разрыв между пассивным процессом отражения внешнего мира, с одной стороны, и рациональным познанием, а также активным процессом практики — с другой, сколько-нибудь разумного объяснения этого вопроса марксизм не дает. Это значит, что в марксистских взглядах здесь налицо логический пробел.

С точки зрения Философии Объединения, познание и практика не могут осуществляться только на основе физиологических процессов мозга. Это обусловлено тем, что познавательная деятельность происходит посредством действия отдавания-и-принятия между душой и мозгом. Иначе говоря, познание и практика реализуются через отношения, выраженные действием отдавания-и-принятия между душой и выполняющим функцию рассудка и размышления мозгом.

Следующий вопрос относится к роли практики в познании. Ленин считал, что от познания переходят к практике, а Мао Цзэдун утверждал, что познание и практика неразделимы. С этими утверждениями полностью согласна Философия Объединения. Все сущее было создано как объект радости человека, так что мы долы владычествовать над всеми предметами творения. Следовательно, мы познаем их, чтобы владычествовать над ними (на практике — пользоваться ими). Познание и практика образуют коррелятивную цепь действия отдавания-и-принятия между человеком и предметами творения (Рис. 9-12). Таким образом, нет другого познания, кроме практики (владычества), и другой практики (владычества), кроме познания.

Конечная цель практики, по мнению марксизма, — революция. В противоположность этому Философия Объединения утверждает, что ни познание, ни практика не осуществляются в целях революции, а направлены на осуществление целей творения. Цель творения осуществлена, когда, во-первых, Бог владычествует над человеком с любовью, а человек в ответ на это возвращает Богу красоту, и, во-вторых, когда человек владычествует над всем сущим с любовью, а все сущее в ответ возвращает человеку красоту, то есть когда радость осуществлена в Боге и человеке. Таким образом, и познание, и практика происходят с целью получения радости через любовь.

Критика коммунистических концепций абсолютной и относительной истин

Ленин и Мао Цзэдун признавали существование абсолютной истины, утверждая, что человек бесконечно приближается к абсолютной истине, непрерывно продолжая процесс познания и практики. Однако их концепция “абсолютности” расплывчата. Ленин говорил, что общая сумма относительных истин и составляет абсолютную истину. Тем не менее, независимо от того, как мы суммируем относительные истины, результат все равно будет не более чем сумма относительных истин и не может стать абсолютной истиной.

Абсолютная истина представляет собой универсальную, вечную истину. Поэтому при отсутствии в качестве критерия Абсолютного существа невозможно установить концепцию абсолютности. Как показано в разделе “Аксиология”, абсолютная истина — это истина, отражающая абсолютную любовь Бога и неотделимая от нее. Это сходно с тем, как едины и неразделимы тепло и яркость солнечного света. Таким образом, не может быть абсолютной истины без абсолютной любви Бога. Следовательно, только на основе Божьей любви человек поймет цель творения всего сущего и получит истинные знания о нем. Поэтому, отрицая Бога, нельзя достигнуть абсолютной истины, независимо от того, насколько активен человек в своих поисках истины.

ЛОГИКА

Логика — это наука, изучающая законы и формы мышления. Cо времен Аристотеля, которого считают основоположником логики, формальная логика занимается изучением общих законов и форм мышления, наполненных различным содержанием. В противоположность ей диалектика Гегеля и Маркса занималась изучением законов и форм отражения в мышлении развития объективного мира.

В настоящем разделе прежде всего будут представлены в общих чертах традиционные системы логики, причем особое внимание будет уделено формальной логике и логике Гегеля. Затем будет представлена концепция логики Философии Объединения и, наконец, будет дан анализ традиционных систем логики с точки зрения Философии Объединения.

Традиционные системы логики

Формальная логика

Формальная логика существует, практически не изменяясь, на протяжении почти двух тысячелетий, то есть со времен Аристотеля, что дало Канту повод высказать следующее замечание: “Что логика уже с древнейших времен пошла этим верным путем, видно из того, что со времен Аристотеля ей не приходилось делать ни шага назад... Примечательно в ней также и то, что до сих пор она не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и завершенной” 1.

Ниже будут рассмотрены некоторые важные принципы формальной логики.

Наши рекомендации