Н. Макиавелли «Государь»

Государь— это трактат флорентийского писателя Никколо Макиавелли, в котором описываются свойства характера, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.

 Макиавелли отделил политику от морали: политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма; мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. "Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова";

 Принципы политики: политическая мудрость: наименьшее зло есть благо; принудительная сила государства - выражение интереса государства; закон - выражение интереса общества граждан. народ должен чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость в Князе и в своем государстве; творцу законов необходимо заранее считать всех людей злыми и предусмотреть, что люди поступают хорошо только по необходиомости; политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не "недосягаемым наилучшим".

 Свобода: определенная правителем граница участия граждан в государственной жизни;

 Религия:

кроме власти толкового Князя (ведь он не вечный), заведенных им хороших порядков, каждая страна нуждается в цементирующей идее - религии. Потому что только религией можно оправдать/аргументировать для народа введение новых законов;

Практические советы Князю:

к людям Князь должен относиться или ласково (благодеяния необходимо давать постепенно, растягивать, всегда делать это лично), или уничтожать (потому что за маленькое зло человек способен отомстить, за большое - нет), но большие оскорбления необходимо совершать мгновенно и желательно чужими руками. Все ненавистные народу дела надо поручать другим людям;

Князь должен избегать пороков, которые могут привести к презрению или ненависти со стороны подданных. Презрение вызывают слабость, нерешительность, непостоянство Князя. Ненависть - результат бессмысленного зла, совершенного Князем;

Князь должен не владеть добродетелями, а выглядеть таким, что владеет ними: благочестие, милосердие, верность своему слову, правдивость;

Князь не должен придерживаться своего слова, если это мешает его интересам и исчезли обстоятельства, которые заставили его дать обещание;

пусть лучше боятся Князя (но без ненависти), так как Князь должен реализовывать свою волю, а любят Князя - по собственному желанию, а вот боятся - по его желанию;

Князь должен быть в состоянии понять разумный совет немногих, если он их спросит, но не когда кто-нибудь захочет что-нибудь ему посоветовать.

Ж.Ж. Руссо Трактат об общественном договоре

Трактат по истории и теории государственного права, в к-ом Руссо выразил свои социально-политические воззрения. По существу, это подробно изложенная идеальная конституция, к-ая, по убеждению писателя, может обеспечить любому государству максимум свобод и равноправие граждан. «человек рождён свободным и везде находится в цепях»! Как это случилось? Другими словами, как образовалось из естественного состояния современное общество, с его порабощением человека? Pуссо ставит себе задачей выяснить, каким способом можно возникшее из неправды общество «сделать правомерным. Это возможно лишь путём «общественного договора». Основная проблема этого договора заключается в том, чтобы найти такую форму ассоциации, благодаря которой «каждый, соединяясь со всеми, повинуется только самому себе и остаётся также свободен, как был прежде». Руссо считает, что главное - не в форме государственного правления, а в характере отношения власти с населением страны. В основе любого государства должен лежать общественный договор между правительством и народом. Цель этого договора - благо всех граждан; он гарантирует основные их права - свободу, равенство, неприкосновенность собственности. Абсолютная власть принадлежит народу, а законодатель - лишь агент общей воли. Любое правительство должно быть под постоянным контролем народа и может быть им упразднено, если оно нарушит договор. Народ же, имея суверенные права, обязан их уважать, быть преданным принципам религии, морали, выполнять законы. Договор воплощает знаменитый парадокс Руссо: вступая в общество, человек утрачивает все свои права, однако в действительности он ничего не теряет: он выступает и как субъект, и как создатель законов и тем самым на поверку подчиняется лишь себе самому

Т. «Левиафан» Гоббс

Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г . в период диктатуры Кромвеля, в которой обосновал теорию общества и государства. Левиафан — библейское чудовище, изображённое как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).

Суть Данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой; Гоббс развивает идею "Homos homini lupus est" («Человек человеку волк»).;

• движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все";

• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;

• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии; перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён.

Наши рекомендации