Тема 3. Философия в цивилизациях Древнего Мира

3.1. Философия Древней Индии. Брахмаизм (Веды, «Упанишады»), учение Чарвака.

Буддизм («Палийский канон»). Индуизм («Артхашастра»)

3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян.

3.3. Становление философии в Древней Греции (Фалес, Гераклит,

Парменид, Пифагор, Анаксагор, Сократ, софисты киренаики, киники)

3.4. Классическая греческая философия. (Платон -основоположник объективного
идеализма; философская система Аристотеля; учение эпикурейцев и стоиков)

3.5. Философия Древнего Рима(Лукреций Кар, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий )

3.1. Философия ДревнейИндии.Брахмаизм, Буддизм, Индуизм. Упанишады, Артхашастра.

Главным источником древнеиндийской философии считаются ВЕДЫ- священные книги, написанные приблизительно 15-6 в. до н.э. ( Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа) + философские комментарии к ведам- Упанишады.

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №21

Основа мира -
* Закон всеобщей взаимосвязи и последовательности
*Космический закон эволюции и порядка
*Этический закон всех живых существ

Брахма - космическая мировая Душа (безличная) – из нее возникает весь мир, со всеми его элементами Брахма-Космос
Атман = частица Брахмы-Творца, компонент индивидуальной Души Человека
*Сансара – это форма бесконечного перерождения, круговорота жизни
Карма- Закон Судьбы, предопределяющий жизнь человека …… Плохие поступки влекут в будущем беды, хорошие - формируют благоприятные условия..
*Чарвака –материалистическое учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основа сущего – материя в виде четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Жизнь – производное от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира.  

*Буддизм. В основе буддизма лежит четыре благородные истины:
  • В мире существуют страдания, им подверженны все люди…- все равны.
  • Страдания имеют свою причину
  • Существует избавление от страдания- если знать их причину
  • Путь избавления от страдания – следование учению Будды ( восьмеричный путь)
!!!= Освобождение от страданий достигается путем уничтожения желаний и страстей.  
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №22

*!!!= Освобождение от страданий достигается путем уничтожения желаний и страстей.  
* Основная идея учения заключается в освобождении человека от страданий, для чего ему необходимо достичь нирваны – состояния высшего блаженства. К нирване, просветлению ведет «средний путь» - жизнь, исключающая крайности: путь удовольствия и путь аскетизма. Средний путь предполагает знания, разумные самоограничения, самосовершенствование, мудрость и , наконец, просветление.  
!!!= Будда предупреждал, что «четыре апокалипсических всадника вечно мчатся по Земле: голод, рабство, война и смерть»
* Восьмеричный путь:
  • Правильное видение – понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;
  • Намерения – твердая решимость изменить свою жизнь; все преходяще
  • Речь – не лги; не сквернословь
  • Действие – не причиняй никому Зла;
  • Образ жизни – честность, соблюдение буддистских заповедей;
  • Правильное умение – усердие и трудолюбие;
  • Внимание – контроль над мыслями, они влияют на дальнейшую жизнь; дурные мысли могут возродиться
  • Истинное сосредоточение проходит четыре стадии: уединение, радость внутреннего спокойствия, освобождение от этого спокойствия, состояние безмятежности, совершенная невозмутимость…
 
* Учение основано принцем Гаутамой (563-483гг.до н.э.), которого назвали Буддой, что означает «постигший истину», «просветленный». Однажды встретив больного старика, он столкнулся с болезнями, старостью и осознал несовершенство мира. Стал отшельником. Скитался 7 лет, посетил много стран, но понял, что путь аскета не ведет к устранению страданий. После долгих размышлений постиг истину и стал Буддой.  

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №23

3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян

О роли морали инравственности, соблюдения ритуалов и Этикета
Конфуций-

«Исправление имен» имен»
Лао-Цзы
Дао- всеобщий закон
Главный регулятор- обычаии традиции
Государство- это семья, Император- отец

Государство не должно вмешиваться в жизнь и дела людей…. пусть это делает община
Шан ЯН
основоположник Легизма
Первый социалист : а) отмена частной собственности б) социальные пособия

Бл-Сх. №24 (В.Недобитюк)

(VI - V в. до н.э.)
Гераклит
Идея диалектического развития и взаимосвязи как закона единства противоположностей и их борьбы
Пифагор
Ввел термин «философия»… учение о бессмертии души

* Анаксагор - идея системности. ** Софисты (Протагор, Горгий) – об относительности и субъективности человеческих знаний. ***Киренаики (Аристип)- о достижении удовольствия как высшей цели. ** Киники (Антисфен, Диоген) – о трех ступенях нравственного развития.  
Сократ
· Свой метод назвал «диалектическим» · Благо как особый вид ценностей · Душа как «антипод» тела
«Познай самого себя!»
Демокрит
** Один из основоположников «стихийного материализма» ** «Все состоит из атомов, даже Душа» ** Основоположник принципа детерминизма, идеи причиннойвзаимосвязи
Парменид
Вводит понятие «Бытие»и его основные характеристики

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №25

*Гераклит (530-470) –«О природе»
** Природалюбит скрываться, она требует от каждого познать ее  
Гераклит впервые выделил и сравнил чувственноеи рациональноепознание
* Гераклит отстаивал социальную справедливость, которая опирается на установленные обществом законы; законы должны быть «божественными» (от логоса) и писаными. * «Народ должен сражаться за попираемый закон, как за свои стены.»  
* Идея диалектического развития и взаимосвязи как закона, идея всеобщей изменчивости и движения. «В одну и туже реку нельзя войти дважды… Все течет, все изменяется…».
* «Космосне создан никем из богов и никем из людей, а всегда был…
Диалектический Закон единства противоположностей и их борьбы
* Все в мире относительно… Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом.
* Всеобщую изменчивость Гераклит связывает с идеей внутренней раздвоенностивещей и процессов на противоположные стороны и их взаимодействие. * «Всё едино, и всё состоит из противоположностей»; * «Борьба всеобща, и всё рождается благодаря борьбе».  

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №26

*Пифагор (580-500)- о бессмертии души. *ввел термин «философия».
* Душа человека бессмертна. Она совершает кругооборот три тысячи лет….
* После божества и демона следует больше всего уважать родителей и законы... * Берегите слезы ваших детей, дабы они могли пролить их на вашей могиле».  
* Человек – мера всех вещей: человек мыслит, животное только ощущает…
* Душа- это « божественная сущность, она заключена в телесную оболочку, следовательно, цель жизни- освобождении от оков тела…»

* Парменид- (У1-нач.У в. до н.э.) – «О природе) -основатель элейской философской школы (Парменид, Зенон).
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №27

 
* Основные характеристики бытия: возникает и не исчезает; непрерывно и однородно; равно самому себе; по форме оно – совершенная сфера.
* Бытие вневременно - у него нет ни прошлого, ни будущего, лишь настоящего. * Всякая множественность, движение- противоречивы, а значит и невозможны… (Пушкин: Движенья нет, сказал мудрец брадатый, другой смолчал и стал пред ним ходить…)  

*Демокрит (470 – 420гг. до н.э.) - Все состоит из атомов, даже душа.
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №28

** Существует бесконечное множество миров, одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустот. · Атомы неделимы и неизменны, не имеют внутри себя никакого движения, они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются.   · Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по форме, по величине, по порядку и по положению.   · Величина у атомов тоже различна: на Земле они настолько малы, что органы чувств их не воспринимают.  
* Душа человека тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря этому Душа способна воспринимать вещи. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление.  
*Демокрит исследовал проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости, честности, достоинстве человека. **«Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость»  
** Он был сторонником демократического устройства общественной жизни, утверждал, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии».  
** Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине».  
** Любая вещь имеет свою причину. Знание причин – основа человеческих действий. ** Демокрит- основоположник принципа детерминизма. Он говорил, что предпочитает найти хотя бы одно причинное объяснение вещей царской власти над персами.     Он заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть персидским престолом. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность происходит из-за невежества людей.  
* Причина необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. ** Случайность происходит из-за невежества людей.  

Сократ(469-399) и его диалектический метод.
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №29

* Свой метод Сократ назвал диалектикой(искусством спора). **Диалектик- это тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы.  
* ***Сократ считал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутается в безвыходных противоречиях. Познатьчеловек можеттолько свою душу. Отсюда – «познай самого себя».  

Главным средством общения считал живую беседу и спор. Книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог превыше того, что написано.  
* В центре философии Сократа –гносеологические проблемы, причем последние – как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на роль индукции в их формировании.  
* Сократ противопоставлялсвою позицию софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. Он принял образ ничего не ведающего человека: «Я знаю, что ничего не знаю». Прежде чем заниматься познанием природы, нужно познать самого человека: «Познай самого себя».
* В основе философии Сократа проблемы справедливости , свободы, истины, счастья, добродетелей, блага. Благо- это особый вид ценностей, служащих человеку. К ним Сократ относил  
*здоровье физическое и духовное
* дружбу согласие в семье
*благоустройство государства
* Поэтому философия Сократа- рационалистический морализм.
Наличие злав мире Сократ объясняет рассогласованием благих целей с неадекватными средствами их реализации.
Государстводолжно выступать инструментом реализации справедливости. В морали и политике «лучший» - тот, кто знает, что такое справедливость.  
* Душаявляется «антиподом» тела: если тело состоит из природных частиц, то душа состоит из таких понятия как Добро, Справедливость, Истина. * Благодаря душе человекпознаёт вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. ** Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.  

Дополнение к Бл-Сх № 29

* Сократ(469-399) и его диалектический метод. Свой метод Сократ назвал диалектикой (искусством спора). Диалектик- это тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. «Я знаю, что ничего не знаю». «Познай самого себя».

«Мысль изменчива и непостоянна, она является лишь мнением. Бытиеобозначает некую универсальную целостность, присущую всем вещам».

В центре философии Сократа проблемы справедливости , свободы, истины, счастья, добродетелей,блага. Благо- это особый вид ценностей, служащих человеку. К ним Сократ относил здоровье физическое и духовное, дружбу согласие в семье, благоустройство государства. Поэтому философия Сократа- рационалистический морализм.

***Сократ считал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда – «познай самого себя».

В центре его философии – этические и гносеологические проблемы, причем последние – как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на роль индукции в их формировании.

Главным средством общения считал живую беседу и спор. Книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог превыше того, что написано.

Сократ противопоставлял свою позицию софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. Он принял образ ничего не ведающего человека: «Я знаю, что ничего не знаю». Прежде чем заниматься познанием природы, нужно познать самого человека: «Познай самого себя». Избранный метод философствования Сократ сравнивал с майевтикой (майевтика (гр.) – повивальное искусство).

Майевтика - путём следующих друг за другом вопросов заставить собеседника сначала испытать чувство замешательства (ощутить проблемность), отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине. Иначе говоря, майевтика – это диалогический способ рождения нового знания.

Диалектика для Сократа - философское искусство вести рассуждения. Диалектик – тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. В центре философствования Сократа – человек познающий, но при этом нравственный. Философ должен размышлять не о природе, а о человеке и разрабатывать учение о том, как следует жить и поступать целесообразно и нравственно.

Нравственный, лучший человек – тот, кто знает, что такое добродетель, поскольку знающий, что такое добро поступает в соответствии с этим знанием. В этом смысле добродетель практически тождественна мудрости. Наличие зла в мире Сократ объясняет рассогласованием благих целей с неадекватными средствами их реализации.

Государство, по Сократу, выступает инструментом и залогом реализации на практике общего понятия о справедливости. В морали и политике «лучший» - тот, кто знает, что такое справедливость.

Душа, по мнению Сократа, является «антиподом» тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятие. Высшие понятия – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.

. Бл-Сх. №30 ( В.Недобитюк)

* Платон (427-347)- автор более 30 сочинений,основоположник объективного идеализма.
О душе как созерцательнице идей и саморазвивающейся программе: «человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»
**о внутреннем конфликте души; ** об этапах в процессе познания; ** о роли внутренней речи и активности мышления; ** о роли памяти.    
** Бытие разграничивается на несколько сфер, между которыми довольно сложные отношения  
– это мир идей, вечный и подлинный;
** мир материи, такой же вечный и самостоятельный, как и первый мир;  
** мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов – это мир временных явлений (а потому он ненастоящий по сравнению с вечными идеями);  

Мир идей
Соотношение трех миров можно представить

в виде схемы:

**наконец, существует Бог, космический Разум (Ум-Демиург).  
Мир вещей

Материя

Человекимеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия: физическое его тело - от материи, душа же способна вбирать в себя идеи (благодаря «припоминанию идей», которые врожденны, но были забыты) и устремляться к Уму-Демиургу. ______________________________ Душа же сотворена Богомлишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело (отсюда – воспоминание под воздействием предметов и ситуаций того, что когда-то она созерцала в мире идей и что было в прежней душе).  

* Душа имеет такую структуру: разум, волю (страсть) и вожделение (прежде всего благородные желания, влечение к добру, но имеются также и негативные желания).  
* У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладают воля, сила, мужество; и тип души разумной, ставящей целью высшие ценности, благо людей и справедливость.  
** В обществе этим типам души соответствуют сословия: 1) производителей: ремесленники, крестьяне, торговцы; 2) охраняющие закон и государство: стражники (полиция), и воины; 3) управляющие государством.  
***Платон впервые разработал идеал государства. . В нем управлять должны философы. У воинов и правителей не может быть даже семьи. **Нет у них частной собственности, утверждается лишь общая собственность. *** В идеальном государстве будет введена жесткая цензура на все литературные произведения, на произведения искусства. ** За «безбожие», отступления от общей «идеи» положено наказание вплоть до смертной казни.

3.4 .Классическая греческая философия (V – IV в. до н. э.) = Платон, Аристотель

*Платон (427-347)-автор более 30 сочинений,основоположник системы субъективного идеализма. Учение Платона о душе как созерцательнице идей и саморазвивающейся программе («человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»); о внутреннем конфликте души; об этапах в процессе познания; о роли внутренней речи и активности мышления; о роли памяти.

Особое место в учении Платона занимает идея идеального справедливого государства, где нет частной собственности и все обобществлено. «Источник всех конфликтов – частная собственность, она должна быть упразднена». Его работу «Государство» называют «коммунистическим трактатом».

Человеческой душе свойственны три начала: разумное, яростное и вожделенное, которым в государстве соответствуют совещательное, защитительное и деловое начала. Государство должно выражать интересы всего общества. В нем три сословия: правители-философы, стражи(воины), земледельцы и ремесленники.

Три формы управления государством: монархия, аристократия, демократия. Лучшая форма – монархия, но не наследственная , а законная. Платон рассматривает и формы отклонение от идеала: тимократия, олигархия, охлократия, тирания. Важное место в учении Платона занимают работы «Законы» и «Политика». Единство государства «подрывается, если есть крайности между бедностью и богатством».

*** По Платону, бытие разграничивается на несколько сфер, между которыми довольно сложные отношения – это мир идей, вечный и подлинный; мир материи, такой же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов – это мир временных явлений (а потому он ненастоящий по сравнению с вечными идеями); наконец, существует Бог, космический Разум (Ум-Демиург).

Взаимоотношение первых трёх миров можно представить такой схемой:

Мир идей

Мир вещей

Материя

Человек, с точки зрения Платона, имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия: физическое его тело - от материи, душа же способна вбирать в себя идеи (благодаря «припоминанию идей», которые врожденны, но были забыты) и устремляться к Уму-Демиургу. Душа же сотворена Богом лишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело (отсюда – воспоминание под воздействием предметов и ситуаций того, что когда-то она созерцала мир идей и что было в прежней душе).

Душа имеет такую структуру: разум, волю (страсть) и вожделение (прежде всего благородные желания, влечение к добру, но имеются также и негативные желания).

У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладают воля, сила, мужество; и тип души разумной, ставящей целью высшие ценности, благо людей и справедливость.

В обществе этим типам души соответствуют сословия:

1) производителей: ремесленники, крестьяне, торговцы;

2) охраняющие закон и государство: стражники (полиция), и воины;

3) управляющие государством.

Одной из основ государства и является разделение труда, а в идеальном государстве – согласованность, гармония интересов всех сословий.

Платон впервые разработал идеал государства. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. Для этого нужно осознать своё природное предназначение; «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие, - отмечал Платон, - это и есть справедливость».

В совершенном государстве представители всех сословий должны служить Абсолютному Благу. В идеальном государстве управлять должны философы. У воинов и правителей не может быть даже семьи, поскольку семья отвлекает от общего государственного интереса (никакой личный интерес не должен иметь место, если он выходит за пределы общего интереса; индивидуальный интерес должен полностью подчиняться интересу «целого»). Нет у представителей тех же сословий частной собственности, утверждается лишь общая собственность. В идеальном государстве будет введена жесткая цензура на все литературные произведения, на произведения искусства. За «безбожие», отступления от общей «идеи» положено наказание вплоть до смертной казни.

**Философская система Аристотеля (384-322). Осн. труды - «Метафизика», «О философии», «Политика» и др.

Предметом философии является «сущее как таковое», которое представляется в аспекте четырех измерений: материи, формы, начала движения (первопричины) и цели.

Форма и материя - основные сущности, из них рождается все. Отношение материи и формы Аристотель уподобляет отношению мрамора и статуи. Материя имеет тот же корень, что и слово «мать».

В качестве основы мироздания Аристотеля выделяет первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Их комбинации дают четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Каждое тело образуется из этих стихий. Главное - определить причины движения, познать природу. Природа находится в вечном движении и изменении, она всегда существовала и будет существовать. Источником движения и развития является «космический Ум»…

Аристотель - ввел термин «этика», написал первые научные работы по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), разработал основные ее положения. Он утверждал, что все нравственные добродетели: дружба, любовь, справедливость – это социальные добродетели

Аристотель - является основоположником психологии. В трактате «О Душе» он излагает учение о психике, ее процессах и свойствах, о познании, видах памяти и роли ассоциаций, об интуитивном и творческом мышлении, о закономерности развития (биогенетический закон), о способностях и их иерархии. Аристотель рассматривает Душу как форму реализации тела, характеризует виды души. Нус (всеобщий разум) как хранилище души человека после его смерти. Исследует проблемы двойной регуляции поведения - эмоциями и разумом, чувства и аффекты, роль катарсиса.

Критикует теорию идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). В работах «Политика», «Афинская полития» излагает взгляды на развитие общества и государства, на законы, право и политику. Он описал со своими учениками 158 конституций греческих и варварских государств. Некоторые его положения актуальны и сегодня: «Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения»,Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех людей», «Закон- это уравновешенный разум»,« Большинство людей повинуется скорее необходимости , чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести..»

*** Аристотель считается основателем логики как науки, а также первым историком философии.

Аристотеля не устраивали платоновские эйдосы. Он предложил в качестве первоначалматерию (как возможность, потенцию) и форму (которая является сущностью конкретной вещи). Никаких самостоятельных идей не существует. Есть ещё первоматерия – некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал, и первоформа - перводвигатель, первопричина , цель всего сущего и одновременно Мировой разум.

Благодаря похожести форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание – процесс, включающий

а)чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств;

б) опыт – воспоминания о познанной вещи;

в)искусство – знание сущности многих вещей;

г)философия – знание первопричин, форм и цели всего сущего.

Человека Аристотель считал «политическим животным», высшее благо которого – счастье, которое возможно лишь при добродетельной жизни (этика).

. Бл-Сх. №31 ( В.Недобитюк)

Философская система Аристотеля (384-322 до н.э.).

*Аристотель- основоположник логики как науки, этики, психологии. Его считают первым историком философии  
Осн. труды - «Метафизика», «О философии», «Политика» и др.

Он считал, что предметомфилософии является «сущее как таковое», которое представляется в аспекте четырех измерений: материи, формы, начала движения (первопричины) и цели. **Предложил в качестве первоначал материю(как возможность, потенцию) и форму(которая является сущностью конкретной вещи). ** Форма и материя - основные сущности, из них рождается все. Отношение материи и формы Аристотель уподобляет отношению мрамора и статуи. Материя имеет тот же корень, что и слово «мать». ** Никаких «самостоятельных идей» (по Платону) не существует.  

*Есть ещё первоматерия– некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал, и первоформа- перводвигатель, первопричина , цель всего сущего и одновременно Мировой разум. В качестве основы мироздания Аристотеля выделяет первоматерию.Она наделена двумя парамипротивоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Их комбинации дают четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Каждое тело образуется из этих стихий. Главное - определить причины движения, познать природу. *** Природа находится в вечном движении и изменении, она всегда существовала и будет существовать. **Источником движения и развития является «космический Ум»…  

. Бл-Сх. №32 ( В.Недобитюк)

  ***Аристотель - является основоположником психологии. В трактате «О Душе» он излагает учение о психике, ее процессах и свойствах, о познании, видах памяти и роли ассоциаций, об интуитивном и творческом мышлении, о закономерности развития (биогенетический закон), о способностях и их иерархии. Аристотель рассматриваетДушукак форму реализации тела, характеризует виды души. ** Нус (всеобщий разум) как хранилище души человека после его смерти. **Исследует проблемы двойной регуляции поведения - эмоциями и разумом, чувства и аффекты, роль катарсиса.    
Некоторые его положения актуальны и сегодня: **«Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения», **«Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех людей», ** «Закон- это уравновешенный разум», **« Большинство людей повинуется скорее необходимости , чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести..»
* Он критикует теорию Платона об идеальном государстве, где все должно быть общим..«Платон мне друг, но истина дороже». ** В работах «Политика», «Афинская полития» Аристотель излагает взгляды на развитие общества и государства, на законы, право и политику.  
*Познание – процесс, включающий а) чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств; б) опыт – воспоминания о познанной вещи; в) искусство – знание сущности многих вещей; г) философия – знание первопричин, форм и цели всего сущего.  
Человека Аристотель считал «политическимживотным», высшее благо которого – счастье, которое возможно лишь при добродетельной жизни (этика).  

** Философская мысль античности после Аристотеля. Проблема исследования нравственного и безнравственного в учении Эпикура и эпикурейцев; учение стоиков о душе и аффектах. Философско-психологические воззрения скептиков (Пиррон), гностиков (Плотин).

Классический (сократический) период –У-1У вв.до н.э. Важная черта периода – ранний антропоцентризм. Наиболее известные представители: *Софисты: Протагор, Горгий, Критий и др. *Сократ *Платон *Аристотель
Древнегреческая философия ( основные периоды)
Ранний (досократический) период – У11-У вв.до н.э. Главная проблема философии – вопрос о первоначалах, о субстанциональной основе Вселенной. Основные философские школы и их представители *Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен *Эфесская: Гераклит *Элейская: Парменид, Зенон *Пифагореизм: Пифагор *Атомисты: Левкипп, Демокрит
Эллинистический период – 1У в. до н.э. – У1 в.н.э. *Скептики: Пиррон, Секст, Эмпирик * Киники: Антисфен, Диоген *Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий *Эпикурейцы: Эпикур, Тит Лукреций, Кар *Академия: Ксенократ, Кратет, Аркесилай, Карнеад  

Бл-Сх. №31 ( В.Недобитюк)

· Философия Древнего Рима.  
. Бл-Сх. №33 ( В.Недобитюк)

* Лукреций Кар- «Ничто не может возникнуть из ничего…Жизнь возникла путем самозарождения из неживой природы» .  
** Марк ТулийЦицерон (106-43)-знаменитый оратор и государственный деятель. Он признавал присутствие в человеке «чего-то небесного и божественного», но отвергал веру в загробный мир. *** Цицерон соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом, ввел понятие «РЕСПУБЛИКА» (Res populi – достояние народа). ** Государство, утверждал Цицерон, возникает вследствие необходимости защиты частной собственности, хотя неравенство людей порождается именно частной собственностью. ** Но главная цель государства- заботится о благе народа, а не отдельных его групп. Будучи сенатором , большое внимание Цицерон уделял разработке законов: право- определяющее начало государства. «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса… ни сама Вселенная существовать не могут». ** «Правительство есть говорящий закон, а закон – немое правительство».  

* ** ИмператорМарк Аврелий (121-180) –один из основателей скептицизма и пессимизма: **«Время человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна …все, относящееся к телу, подобно потоку, а относящееся к душе – сновидению и дыму. **Жизнь – борьба и странствие по чужбине, посмертная слава – забвение.  
*** Сенека(04-65): Важная задача каждого человека- преодоление страха перед смертью. «Мы не умираем, мы только прячемся в природе. Ибо дух наш вечен». Какие бы поступки человек не совершал, от совести он не уйдет… ибо она есть основа человеческого духа. «Душа- это бог, нашедший приют в теле человека, …Человек для человека святыня».  

Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

4.1.Общая характеристика философии эпохи Средневековья. Патристика и схоластика.

4.2. Философия Аврелия Августина (Блаженного)

4.3 Философия Фомы Аквинского

4.4. Реалисты и номиналисты. Скептицизм.

4.5. Мусульманская философия. Аль-Фараби(840-950), Авицена (980-1037), суфизм.

4.6. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

4.7. Литературно-эстетическое направление эпохи Во

Наши рекомендации