Специфика философского знания. Ж. Делез, Ф. Гваттари «Что такое философия», Мамардашвили М. К. «Как я понимаю философию»

Специфика философского знания.
Специфика философского знания заключается:
• имеет очень много общего с научным знанием
• методы, логико-понятийный аппарат;
• не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается:
1) является теоретической формой мировоззрения;
2) является предельным обобщением ранее накопанного человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Особенности философского знания:
• сложная структура (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека.
«Как я понимаю философию»: У философии есть своя природа.Становление философии – всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Нужно самому прийти в движение, что-то духовно пережить,философия – оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта. В языке существует некое потенциальное вербальное присутствие философских мыслей. Нужно пройти все самому, через собственные страдания, испытания, благодаря которым мы получаем собственный, уникальный опыт. В момент переживания нас как бэ выталкивает мир, мы находимся в полусостоянии, на полпути – это состояние радости или страдания дает нам что-то понять. Что важно осознать на этой середине пути(Мамардашвили приводит в пример 33 года-середина возраст Христа)герой поэмы,оказавшись в лесу, видит видит перед собой светлую гору-символ возвышенного,духовного рая,но по дороге встречает волчицу – символ скупости(если ты не готов расстаться с собой, то ничего не произойдет)Мир находится в постоянном становлении он не завершен(иначе бы любовь с нами не повторялась)Нужно отказаться от себя, чтобы что-то понять.Философствовать нужно легко( в кепке) – легко это сделать можно, а если напрячься – нельзя(USA).В философии в качестве предмета изучения существуют лишь оригинальные тексты,соприкосновение с оригиналом есть единственная философская учеба,М-ли считает, что преподавание философии в вузах сравнимо с созданием некого единомыслия, навязывания чего-то. «Невозможно преподавать Платона, проставляя оценки, следя за посещаемостью занятий»Всякая философия должна строиться таким образом, чтобы она оставляла место для неизвестной философии. Этому требованию и должна отвечать любая подлинно философская работа».

"Философия искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты... Творить все новые и новые концепты - таков предмет философии." Все последующее повествование посвящено прояснению слова "концепт". концепт - это и есть устойчивый сгусток смысла. Основная интрига новой книги несколько иная: концепты можно обнаружить только в философии и нигде больше.
Авторы описывают концепт как некое пространственное образование, имеющее очертания, границы, фактуру, консистенцию. Концепт некой птицы - это не ее родо-видовая характеристика, а композиция ее положений, окраски и пения. Или такой концепт, как картезианское cogito - это композиция трех составляющих - сомневаться, мыслить, быть - которые сгущаются в точке "Я". Такая композиция есть мыслительный акт пробегания по всем разнородным составляющим и соединения их воедино. аким образом, концепт - это не сущность и не вещь, а событие собственного сотворения, в про-цессе которого оно указывает на самое себя.
Итак, концепт - это Событие. Вместилищем концептов является план. Это слово - ключевое для понимания авторской мысли. Если концепт пространственная форма, некая законченная композиция, то план - это сложная поверхность с переменной кривизной, изменения которой суть передвижения заселяющих план кочевников-концептов. Если концепт - это событие, то план абсолютный горизонт событий. Если концепт - это акт мысли, то план - это образ мысли, состоящий из бесконечного движения. Это чистая вариация без темы, бесконечно сгибаемая бесконечность (о том, что такое сгиб, или складка - le pli - Делез пишет в другой книге - "Складка. Лейбниц и барокко", русский перевод которой только что вышел). Образ мысли и окажется самой материей бытия, если мы перевернем план относительно всех его сгибов.
Для того, чтобы читать Делеза, необходимо в первую очередь пространственное мышление. Делез говорит о сгибах, складках, разрывах, разворачиваниях. Его язык не имеет смысла при переводе на общепринятый философский, так как последний заражен многочисленными апелляциями к трансцендентному, с которым Делез неустанно борется. Делез различает философа и мудреца: для последнего учреждаемый порядок всегда трансцендентен, для первого же - имманентен. На оставшемся пространстве книги авторы совершают несколько замечательных экскурсов. Один из них посвящен концептуальным персонажам - инстанциям, совершающим философские высказывания. Наиболее яркий пример связан с таким концептуальным персонажем, как Идиот. Думаю, все помнят образ Идиота у Николая Кузанского. Идиот - это такой частный мыслитель, который противостоит ученому-схоласту, ссылающемуся на школьные концепты. Для Идиота нет ничего самоочевидного, и поэтому, считает Делез, за декартовым cogito стоит именно фигура Идиота. Кузанец или Декарт должны были бы подписываться "Идиот", подобно тому, как Ницше подписывался "Антихрист" или "Дионис распятый".
Итак, авторы предлагают читателю пространственную модель философии, основным формообразующим принципом которой является экстенсивное, в противовес интенсивному. Весь пафос такой интерпретации заключается в отказе от времени. Вместе со временем в философию проникает трансцендентное. Это иллюстрируется множеством примеров - начиная с древних генеалогий, повествующих о происхождении богов и творении ими человеческого мира, и заканчивая современной феноменологией, в которой время является конституирующим принципом чистого сознания. Сознание времени - это в первую очередь главная форма самосознания, сознания "Я", которое изгоняется из философии авторами этой книжки.

В противовес различным формам исторического сознания Делез и его друг Гваттари вводят в оборот новое мощное оружие - геофилософию. Ее истоки лежат в опыте освоения земных пространств биологическими популяциями. Основные понятия геофилософии - детерриториализация и ретерриториализация. Суть первой в том, что обитатели некой узкоограниченной территории вырываются на просторы земли, порывая с оседлым существованием. Они открывают для себя бесконечный простор и бесконечную скорость передвижения. Суть же второй в том, что новые кочевники открывают для себя новую территорию (землю обетованную). В случае с человеческими популяциями включаются две формы детерриториализации - трансцендентная и имманентная. Первая характерна для государства имперского типа, когда посредством завоевания родо-племенные территории переходят в режим бесконечного простора. Вторая характерна для древнегреческого полиса, когда посредством колонизации создавалась горизонтальная сеть узелковых образований. Соответствующие формы обнаруживаются и в философии, в которой детерриториализация приобретает абсолютный характер, то есть весь бесконечный простор земли целиком переходит в план имманенции. При трансцендентном характере движения, осуществляемого в этом случае высшей духовной инстанцией, план имманенции превращается в ее проекцию и заселяется фигурами (библейскими персонажами, святыми, ангелами, серафимами и прочая). Если же это движение имманентно, то возникают знакомые нам концепты.
Однако когда дело доходит до ретерриториализации, в философии начинаются сложности. Современная философия не знает недостатка в концептах, однако ей не хватает настоящего плана, ее постоянно отвлекает трансцендентность. Поэтому философия находит свою землю обетованную то в древних греках, то в демократическом государстве. Или же философия создает подлинно революционную утопию, создавая себе избранный народ и собственную землю.
«Это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше спрашивать уже не очем»
«человеку даруется не вечная молодость, но, напротив, высшая свобода, момент чистой необходимости, словно миг благодати между жизнью и смертью, и тогда все части машины действуют согласно, чтобы запустить в грядущее стрелу,которая пролетит сквозь столетия; так бло с Тицианом,Тернером,Моне»
«философия это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты»
«ведь если философ-друг мудрости или же влюбленный в нее, значит он претендует на нее, будучи, скорее в потенциальном стремлении, чем в действительном обладании»
«концепты ждут нас уже готовыми, наподобие небесных тел»
«Философия – не созерцании, так как созерцания суть сами же вещи, рассматриваемые в ходе творения соответствующих концептов.Философия – не рефлексия, так как никому не нужна философия, чтобы размышлять; объявляя философию искусством размышления, ее скорее умаляют, чем возвышают»
«Концепт – это множественность, хотя не всякая множественность концептуальна»
«не существует также и концепта, который имел бы сразу все составляющие, ибо то был бы просто-напросто хаос; даже так называемые универсалии как последняя стадия концептов должны выделяться из хаоса»
«Концепт – это событие, а не сущность и не вещь. Он есть некое чистое Событие, некая этость, некая целостность – например событие Другого или событие лица(когда лицо само берется как концепт»
«парение – это состояние концепта или характерная для него бесконечность, хотя бесконечные величины бывают большими или меньшими в зависимости от шифра составляющих, порогов и мостов между ними»

«Нет ничего более неточного; когда один философ критикует другого. То делает это исходя из чуждых ему проблем и в чуждом ему плане, переплавляя его концепты, подобно тому как можно переплавить пушку, отлив из нее новое оружие»
«Концепт – это контур, конфигурация, констелляция будущего события»
«философские концепты – это фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся. Они скорее возникают из бросаемых костей, чем складываются в мозаику. Тем не менее они перекликаются, и творящая их философия всегда представляет собой могучее Единство – нефрагментированное, хотя и открытое; это беспредельная все-целость, omnitudo, вбирающая их все в одном и том же плане. Это и есть план консистенции или, точнее, план имманенции концептов, планомен»
«Концепты – как множество волн, которые вздымаются и падают, тогда как план имманенции – это та единственная волна, которая их свертывает и развертывает»
«концепты – это конкретные конструкции, подобные узлам машины, а план – та абстрактная машина, деталями которой являются эти конструкции»
«План имманенции – это не мыслимый или потенциально мыслимый концепт, но образ мысли, тот образ, посредством которого она сама себе представляет, что значит мыслить, обращаться с мыслью, ориентироваться в мысли»
«Такой несколько забавной доверчивостью и одушевлен классический образ: отношение к истине образует бесконечное движение знания как диаграмматическую черту»
«Можно сказать, что «настоящий» План имманенции – это нечто такое, что должно быть мыслимо и не может быть мыслимо.Очевидно, это и есть немыслимое в мысли. Это основа всех планов, имманентная каждому мыслимому плану, которому не дано самому ее помыслить»
«концептуальный персонаж – это становление или же субъект философии, эквивалентный самому философу, так что Кузанец или даже Декарт должны были бы подписываться «Идиот», подобно тому как Ницше подписывался «Антихрист» или «Дионис распятый»
«Каждая мысль есть «Fiat», бросок костей – конструирование»
«Философия представляет собой три элемента, взаимно соответствующих друг другу но рассматриваемых каждый отдельно: префилософский план, который она должна начертать(имманенция), профилософский персонаж или персонален, которых она должна изобретать и вызывать к жизни(инсистенция), и философские концепты, которые она должна творить(консистенция).Начертание, изобретение, творение – такова философская троица»
«Даже история философии совершенно неинтересна, если не ставит перед собой задачу оживить дремлющий концепт, сыграть его заново на новой сцене, хотя бы обернув его против него самого»
«У концепта есть только одно правило – правило соседства, внутреннего и внешнего»
«Концепты –это сплошные массы без уровней, ординаты без иерархии. Оттого столь важны в философии вопросы «что поместить в концепт, и с чем его соположить?»
«Появление философии в Греции – результат скорее случайности, чем закономерности, скорее атмосферы или среды, чем первоначала, скорее становления, чем истории, скорее географии, чем историграфии, скорее благодати, чем природы»
«В триединстве «Основать – Построить –Поселиться» французы играют роль строителей, немцы – основателей, а англичане – поселенцев»

Наши рекомендации