ОЗО. VI курс. 401-403 группа. 050144 Дошкольное образование. 2014/2015 уч.год
Вариант №6.
Цель: обосновать закономерность перехода от теоцентризма к механицизму.
Основные понятия: рационализм, эмпиризм, агностицизм, деизм, наука, субстанция, метафизика.
1.Раскройте содержание понятия «методология».
2.Сформулируйте отличительные особенности механистической картины мира Нового времени и составьте список основной проблематики философии Нового времени.
3.Объясните, чем отличается системное эмпирическое знание от теоретического /рационального/. Назовите преимущества и недостатки каждого вида знаний.
4.Вспомните, что такое «метод», и подумайте, какими методами пользуются для получения эмпирического, а какими – для получения теоретического знания.
5.Раскройте разницу в содержании индуктивного и дедуктивного методов познания.
6.Раскройте суть рационалистического метода познания. Приведите примеры рационального метода познания.
7.Назовите основные черты философии Нового времени.
8.Проанализируйте следующее высказывание Р.Декарта:
«Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твёрдые и истинные суждения обо всех вещах, которые ему встречаются… Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы способны достичь достоверного и несомненного знания».
Список литературы:
1.Введениев философию (Текст) учеб. пособие/ Фролов И.Т. – М.: 1989, Т.1.
2.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) (Текст) – М.: Наука, 1987.
3.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.2. ч. 1, §.3.
4.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 2.
Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
«Основы философии»
ОЗО. VI курс. 401-403 группа. 050144 Дошкольное образование. 2014/2015 уч.год
Вариант №7.
Цель: осознать причины специфики русской философии, и её тесную взаимосвязь с русским мировоззрением.
Основные понятия: русский космизм, соборность, всеединство, славянофильство, западничество.
1.Используя «Малый энциклопедический словарь по русской философии», раскройте содержание понятий:
а) русский космизм;
б) соборность;
в) интуитивизм;
г) обращённость к проблеме исторической судьбы России.
2.Используя учебную литературу по Русской философии, рассмотрите основные тезисы и аргументы славянофилов и западников. Составьте сравнительную таблицу их взглядов на исторический процесс, на особенности России, на специфику Европы, на общинность, на народ, на централизованное государство.
Исторический процесс | Судьба России | Общинность | Народ | Государство | Европа | |
Славянофилы | ||||||
Западники |
3.Объясните, содержание понятий в философии В.С. Соловьёва:
а) София;
б) богочеловечество;
в) Логос;
г) добро;
д) любовь;
е) красота.
4. Раскройте смысл высказываний:
а) «сознание по своей природе имеет общественный характер»;
б) «сознание предметно»;
в) «человек мыслит при помощи мозга»;
г) «сознание – синтез деятельности эмоций и интеллекта человека»;
е) «самосознание выступает в разных формах».
5.Прочитайте приведённые отрывки текстов и попробуйте определить, к какому типу философской системы относится каждый из них:
а) «…Мы видели внутренние противоречия, что открывались с помощью логического мышления, в собственных показаниях чувственного опыта. В силу этих противоречий непосредственная действительность единичного факта сама себя отрицает и переходит в истину всеобщую» (В. Соловьёв. Критика отвлечённых начал: соч. в 2 т. – М., 1990 – т.1 - с. 609.
б) «Принимать ту или иную сторону в антиномиях совсем ни на чём не обосновано; природа на каждом шагу учит нас понимать противоположное в сочетании; разве в ней бесконечное отделено от конечного, вечное от временного, единство от разнообразия» (Герцен А. Греческая философия: соч. в 2 т. – 1985. – т.1. с. 280 – 281).
Варианты ответов: субъективный идеализм, метафизика, материализм, диалектика, метафизический материализм, объективная диалектика, диалектический материализм.
Список литературы:
1.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.2. ч. 2, §.1-5.
2.Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии (Текст) учеб. пособие – М.:1995.
2.Лосский Н.О. История русской философии (Текст) / Лосский Н.О. – М.: Сов. Писатель, 1991,с. 479.
3.Новиков А.И. История русской философии (Текст)/ Новиков А.И. – СПб.: Лань, 1998, с.319.
4.Философия истории в России: хрестоматия. – М.: Логос, 1996. – 269 с.
5.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 2.
Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
«Основы философии»
ОЗО. VI курс. 401-403 группа. 050144 Дошкольное образование. 2014/2015 уч.год
Вариант №8
Цель: обоснование интегративной природы биологических и социальных сторон жизнедеятельности человека.
Основные понятия: философская антропология, человек, индивид, индивидуальность, личность, эволюционная концепция происхождения человека, религиозная концепция происхождения человека.
1.Назовите причины нарастания интереса к антропологической проблематике и общенаучной значимости философских исследований человека в настоящее время.
2.Вспомните, как определяют человека следующие философы:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Декарт;
е) Дж.Локк;
ж) И.Кант.
3.Дайте определение следующим категориям:
а) индивид;
б) личность;
в) индивидуальность.
4.Приведите философский анализ фразы: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
4.Перечислите факторы, влияющие на становление личности.
5.Дайте определения следующих нравственных типов личности:
а) потребительский тип;
б) конформистский тип;
в) аристократический тип;
г) героический тип;
д) религиозный тип.
6.Тождественны ли понятия «сильная личность» и «нравственная личность». Может ли нравственная личность быть слабой? Аргументируйте своё мнение.
Список литературы:
1.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.1, §.1-2.
2.Мир философии: книга для чтения, в 2-х ч. Ч.2. Раздел 1. – М., 1991.
3. 5.Поупкин Р. Философия (Текст):Вводный курс: учебник/ Р.Поупкин.- М.: 1998, с.9.
4.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 1.
5.Философия (Текст): учеб. пособие /Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцова. М.: Слово: Аст, 2003. с.670.
6.Хрусталёв Ю.М. Введение в философию (Текст) учеб. пособие /Ю.М. Хрусталёв. – Ростов н/Д, 1999, с. 13-15;.28-30.