Образование и развитие храма Горакшанатха
Храм Горакхнатха в Горакхпуре – один из самых древних и влиятельных монашеских центров натха-йоги или сиддха-йоги сампрадаи в Северной Индии. История его происхождения и раннего развития определенно не известна, поскольку все письменные отчеты были утеряны. Однако нет сомнений, что он существовал за долго до периода мусульманского вторжения в Индию. Традиционно принято считать, что Шива-аватар Горакшанатх освятил это место своим присутствием, тапасьей и глубокой медитацией длившейся определенный период. Этот монашеский центр, созданный им, сохранил свое существование и имел духовное влияние на протяжении всего времени с того периода. Время, когда Горакшанатх жил, действовал и лично проповедовал святые истины йоги и культа Шивы-Шакти по всей Индии и в других, прилегающих к ней странах, исторически не установлено, о чем уже упоминалось ранее. Те, кто был вдохновлен его этическим и духовным учением, а также его сверхчеловеческой силой и делами, отождествляли его с вечным Шивой Maха-йогешварой, которого он так чудесно олицетворял и верили, что он жил во все юги: сатья, трета, двапара и кали. Его последователи, прославленные святые, продолжали проповедовать послание своего Гуру на протяжении всех этих столетий. Они верят, что он все еще живет в своем бессмертном, одухотворенном физическом теле.mandir1
Этот преуспевающий центр йогической культуры, становился несколько раз жертвой вандализма, подобно многим другим процветающим индуистским духовным институтам, во время правления фанатичных мусульманских правителей. И хотя его достояния, ценная литература и записи были уничтожены, институт так или иначе пережил нападения, восстановил храмы и уединенные жилища, продолжив свою духовную миссию. Этот центр был достаточно успешен в создании поколения, появившегося после большого количества сиддха-махайоги, благословленных высшей духовной реализацией и сверхчеловеческими йогическими силами, духовное влияние которых распространилось на многие области Индии. Подтверждение духовного влияния этих маха-йоги, наглядно представлено в самой древней литературе на хинди, а так же в народных песнях, религиозных традициях и практиках простых людей, хинду и мусульман. Имя Дхарма Натх известно во всей Западной Индии. Гуру-парампара Дхарманатх-пантха никогда не прерывалась. Этот пантх сохранил четкую линию передачи от Гуру к пармукха-шишье (главный ученик): Бирнатх, Амритнатх, Приянатх, Балакнатх, Манасанатх, Сантошнатх, Махарнатх, Ситалнатх, были известными махантами этого храма и монастыря, имеющего широко распространенное влияние.
Несмотря на то, что монастырь с храмом обладают такой древней исторической важностью, нынешнее здание храма и другие структуры не так стары. Весьма вероятно, что он выглядел как древний тапобан или хижина отреченных йоги. Вполне вероятно, что он не имел никакого прочного каменного фундамента или кирпичной основы в былое время. Так как его духовное богатство озаряло умы и сердца всех классов людей в течение очень многих столетий, материальное богатство не было столь существенным, к тому же йоги никогда не желали обогащения, а скорее питали безразличие к материальному. Могло быть и так, что существовавшие прочные конструкции были разрушены врагами индуизма. Но чтобы там ни было, основные ныне существующие здания не очень стары.
Когда очередной махант унаследовал пост, учреждение претерпевало экономический упадок. Ему принадлежало не большое состояние, которого едва хватало, чтобы окупить текущие расходы храма. Оно пополнялось небольшими ежедневными пожертвованиями от посещения приверженцев. К расходам относились не только ежедневное и случайное церемониальное почитание Божества в предписанных формах в течение года, но и содержание учреждения, что было достаточно дорого согласно налогообложению. Кроме этого были огромные расходы на садху-севу – кормление и предоставление убежища паломникам-садху всех духовных направлений, на период их пребывания здесь. По причине исторической важности и духовного влияния, храм посещает большое количество садху в течение года. Еще есть го-шала, содержащая большое количество рогатого скота. Различные благотворительные работы – также неотъемлемая часть поклонения Божеству. После исполнения всех этих религиозных предписаний, с трудом найдутся излишки для строительства великолепных зданий и придания внешнего великолепия ашраму. Прежние маханты, отрешенные святые, были безразличны к внешним усовершенствованиям учреждения. Также, осуществлялись вторжения на значительную часть большой неиспользованной территории ашрама, против чего маханты не возражали. В течение приблизительно 20 лет, в начале столетия, когда блаженному садху, Бабе Сундарнатху, был присвоен титул маханта, управление учреждением было поручено великому мaхайоги, повсеместно признанному совершенно просветленным святым со сверхчеловеческими йогическими способностями, который почти всегда находился в глубокой медитации и практически не отвлекал свое сознание на внешние дела – Йогираджу Гамбхирнатху, парам-гуру существующего маханта. Его духовная слава принесла еще большую известность и престиж ашраму.
Ищущие люди из отдаленных областей приходили, чтобы получить от него духовный свет. В течение его пребывания в ашраме, святого присутствия было достаточно для гладкого и эффективного управления всеми делами учреждения, для поддержания его чистой и спокойной духовной атмосферы. Но он был слишком поглощен созерцанием Абсолютного Духа, чтобы уделять какое-либо внимание усовершенствованию внешнего вида храма.
Затем, махант Дигвиджай Натх заменил своего Гуру Бабу Брахманатха в 1934. Имея английское образование и обладая современными взглядами, он направил свое внимание и энергию на обустройство внешнего вида учреждения.
Главный храм, имеющийся в то время, вероятно был построен примерно в 19-ом столетии, он был не прочным и не был декоративно оформлен. Задачей маханта была реконструкция и отделка здания. С его скудными ресурсами он мог достичь этого только по милости Бога. В настоящее время разработана схема расширения и реконструкции храма на сумму от 5 до 6 лаков рупий и подготовлена его модель. Обветшалое двухэтажное здание, находившееся на территории храма, верхний ярус которого обычно занимали маханты, а нижний использовался в различных целях, было восстановлено специально для библиотеки, зала для религиозных дискуссий, складских помещений, пуджарских комнат, комнат для принятия почетных гостей и т.д., а так же как место жительства маханта. Был построен отдельный двухэтажный дом садху, который называют шанти-ниваса. Восстановили го-шалу. Большую часть занятой земли вернули обратно и каждый ее ярд, используемый по назначению, украсили цветники, лужайки, грядки с овощами, манговые сады и др. Также было выделено место для развития сельского хозяйства.
Храм стоит на большом участке земли, который занимает более 50 акров. Главное здание храма, как полагают, было построено на святом месте, где Горакшанатх однажды совершал тапасью и распространял учение. Вероятно, что весь комплекс строился и восстанавливался век за веком, но священное место осталось тем же. Сейчас это весьма приличный комплекс, обладающий архитектурной красотой. По-прежнему предпринимаются попытки для его расширения и реконструкции. Когда они завершаться, это будет один из самых прекрасных храмов Северной Индии. Красивые изображения из мрамора Горакшанатха, Матери Кали, Матери Дурги, Ганеши и Брахманатха уже готовы и ждут установки. Они будут вдохновлять умы и сердца набожных людей. Двухэтажное здание приспосабливается под хорошую библиотеку содержащую религиозные и философские книг, а так же постоянные публикаций Маханта Дигвиджая Натха, зал для религиозных бесед, комнаты для приема почетных гостей, складские помещения, служебные комнаты, так же как место жительства маханта и главного ученика. Также возведены храмы, посвященные Хануману, Богине Матери, Йогираджу Гамбхирнатху и др. Есть го-шала, в которой заботятся о рогатом скоте и есть хорошо сохранившийся резервуар (тaлao), существующий с незапамятных времен, он был выкопан повторно. Садху всех индуистских направлений посещают храм на протяжении целого года, где получают радушное гостеприимство и жилье. По отношению к многочисленным паломникам, посещающим храм, проявляется забота, так, что они не испытывают сложностей в получении даршана и во время пуджи. Каждый год, в день Maкара-сакранти, несколько лаков (сто тысяч) паломников приходят для получения святого даршана и пуджи. Специальные приготовления позволяют даже самым слабым женщинам с младенцами на коленях занять удобное положение во время пуджи и получить благословение Божества без каких-либо трудностей. Огромное скопление людей, для получения даршана и пуджи, собирается и в другие особые дни. Никакая плата с паломников не взимается, здесь приняты только добровольные пожертвования Божеству.
В храме и его окружающем пространстве, царит атмосфера покоя, умиротворения и святости. Весь храмовый комплекс опрятен и чист. Используется каждая часть большой площади.
Помимо различных усовершенствований храма, махант посвятил свои силы, энергию и время на служение индуизму и Бхарата-Мате, а особенно на образовательное благосостояние Горакхпура. Он учредил и руководил высшей средней школой и политехническим институтом, а также колледж, который успешно развивал в течение восьми лет, благосклонно предлагая сделать его центром университета Горакхпура. Под его руководством был создан Горакханатх Видьяпитх для изучения санскрита. Для экономической поддержки он обратился за помощью к сельскому хозяйству. Дигвиджай Натх был избран президентом обще-индийского народного собрания. Вся его жизнь была посвящена отречению наряду со служением индуизму, стране и человечеству.
Также он публиковал священные тексты, относящиеся к учению Горакшанатха. Было издано около дюжины книг на английском и хинди. Наиболее важные из них – «Философия Горакшанатха» и «Введение в натха-йогу», которые высоко ценились в кругу ищущих.
* * *