Интеллектуальные добродетели
Книга VI посвящена интеллектуальным добродетелям. Как поясняет Аристотель, речь идет о совершенно особой сфере. Но основной принцип остается все тем же: «Следует избирать середину, избегая излишеств и недостатков. Середина соответствует правильному порядку». Сущность интеллектуальной добродетели – в правильном сочетании желания и разума, рациональной и иррациональной частей души. Интеллектуальная часть души – объект приложения истины.
Затем Аристотель перечисляет интеллектуальные добродетели: это наука, изучение искусства, изучение благоразумия, изучение созерцательного разума, теоретическая мудрость (т.е. мудрость в себе и для себя, не применяемая в практической деятельности). И наконец, Аристотель переходит к благоразумию и искусству политики. Аристотель представляет благоразумие как интуицию, или, лучше сказать, как способность воспринимать необычные ситуации. После этого философ говорит о второстепенных добродетелях: здравом смысле, сообразительности и рассудительности. Затем он исследует связи интеллектуальных добродетелей между собой и с благоразумием. Благоразумие – практическая мудрость.
Наслаждение.
В книге VII рассматриваются отрицательные стороны человеческого характера: порочность, жестокость, неумение владеть собой, несдержанность.
В чем же состоит аристотелевская теория наслаждения? В Никомаховой этике философ различает наслаждение и жизнь, проводимую в удовольствии. Его теория наслаждения содержится в книгах VII и X. В книге VII Аристотель не согласен с теми, кто осуждает наслаждение. Само по себе наслаждение – это ни хорошо, ни плохо. По сути дела часто это даже не состояние, а деятельность, энергия и ее цель. Приятная деятельность есть цель всякой жизни. Поэтому ничто не мешает высшему благу одновременно доставлять и наслаждение. Что касается божественного наслаждения, являющегося чистым действием, то оно длится вечно.
Дружба.
Дружбе посвящены книги VIII и IX. Эта добродетель – одно из самых необходимых условий жизни. Ведь никто бы не захотел жить без друзей, даже имея все остальные блага. Дружба может быть основана на удовольствии, пользе или благе. Лишь в последнем случае она желанна сама по себе. Как и всякая добродетель, дружба – устойчивое отношение, которое реализуется в совместной жизни и достигает высшего развития у друзей, обладающих одинаковыми моральными качествами. Бог слишком отличается от человека, чтобы между ними могла существовать дружба. Какова основа дружбы? Ее можно обнаружить в любви к самому себе, в высшей степени положительной форме эгоизма, состоящей в любви и развитии всего лучшего в себе. Хороший человек должен быть в глубине души эгоистом, поскольку обязан любить, прежде всего, самого себя. И если бы все граждане, стремящиеся к добродетели, любили себя, то Общество и Город получили бы от этого огромную пользу.
Вопрос о счастье.
Книга X, последняя в Никомаховой этике, посвящена счастью. Счастье – это по преимуществу созерцание, действие «самой божественной части в нас самих». Счастье – не только абстрактное понятие. Оно все же требует наличия внешних благоприятных условий. Оно не исключает, напротив, требует, совместной жизни друзей.
На более низкой, чем созерцание, ступени, счастье может состоять также в общении с себе подобными. Поэтому этика – это еще и способ осмысления «политических» отношений. Для того чтобы хорошо жить в обществе, следует воспитать в своем характере любовь к прекрасному. Это воспитание – дело политическое; правильные законы должны обеспечить здоровое воспитание и развить в человеке привычку и желание действовать добродетельно. Для сочинения таких законов опыт следует соединить с критическим суждением. Так заканчивается Никомахова этика.
Иерархия целей.
В нашем кратком изложении Никомаховой этики мы уже видели, что Аристотель составил иерархию главных целей человеческого существования. Превыше всего – философия. Затем следует политика. Хотя, конечно, на самом деле философ не столь категоричен т.к. между двумя этими идеалами нет противоречий. И в том и в другом реализуется природа человека. Хотя в философии человек реализует самую возвышенную часть своей природы, но и политика тоже важна. Благодаря ей можно построить удовлетворительную модель отношений с другими.
В заключении отметим, что в Никомаховой этике выдвинута интереснейшая моральная теория: теория золотой середины. Эта нравственная концепция пользовалась большой популярностью. Она широко использовалась многими философами, в первую очередь Фомой Аквинским (1225-1274), построившим свою философию морали именно на основе учения Аристотеля. Наследие святого Фомы Аквинского в значительной степени определяло развитие христианской философии вплоть до начала XX века.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. Моск. гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова . 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 608 с.
2. Бессонов Б.Н. Философия: история и современные задачи: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. 554 с.
3. Ильин В. В. Философия: учебник для вузов: [в 2 т.]. Т. 1 : Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 825 с.
4. Ильин В.В. Философия: учебник для вузов: [в 2 т.]. Т. 2: Социальная философия. Философская антропология. Аксиология. Философия истории. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 775 с.
5. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев [и др.] ; под ред. А.П. Алексеева. 2-е изд. перераб., и доп. М. :Проспект. 2008.493 с.
6. Мананикова Е.И. Философия: учеб. Пособие. М.: Дашков и К, 2008. 304 с.
7. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2009. 240 с.
8. Основы философии : учебник / С. Н. Астапов [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Ерыгина. 2-е изд. М.; Ростов н/Д: ИТК «Дашков и К»: Академцентр, 2008. 448 с.
9. Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. М. : Гардарики, 2006. 736 с.
10. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. Гардарики,2008. 368 с.
11. Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. 13-е изд. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 576 с.
12. Философия: учебник для вузов / В. В. Миронов [и др.] ; под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. 911 с.
13. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для вузов / сост. П. В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова . 3-е изд., перераб. и доп.М.: Проспект, 2005. 576 с.
[1] Реинкарнация – в религиозных представлениях – повторное вселение бессмертной души в смертную оболочку, чаще – в человеческое тело; возвращение души из загробного мира в мир смертных.