Закон отрицания отрицания – третий закон диалектики

Исходной категорией закона отрицания, отрицания является категория диалектического отрицания. диалектическое отрицание есть единство отбрасывание всех тех моментов, которые препятствуют дальнейшему развитию и сохранению всего ценного содержания.т.е. это не полное отрицание предыдущего опыта, а снятие!

Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Развитие это качественное изменение процессов, процесс развития всегда носит поступательный характер. Развивающий процесс(снятие) означает, что вторая ступень снимает с предыдущей все что необходимо для дальнейшего развития, а то что не нужно отбрасывает. Процесс развития не бывает обратимым. Когда происходит снятие образуется интегративное кач-во. т.е взаимодействие, синтез то что нельзя уже разъединить.

Контенуальность- непрерывный процесс развития.

Дискретность – прерывность(любой процесс есть процесс снятия)

Тезис-антитезис-синтез

Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития.

О действии закона отрицания можно говорить только тогда, когда цикл развития закончен, при этом цикл включает себя след. моменты: а) исходное явление (тезис), причем исходное явление развивается в направлении к первому отрицанию как противоположное самому себе по закону единства и борьбы противоположностей, поэтому первое отрицание представляет собой прот-ть исходному явлению (антитезис). От первого отрицания ко второму явление движется в направлении противоположном самому себе, а значит по направлению к исходному явлению, поэтому в результате второго отрицания возникает возврат к исходному явлению, но это якобы возврат, поскольку исходное явление воспроизводится на * высокой основе, включая в себя все ценное содержимое предшествующего развития(синтез).

Сущность и структура материалистического понимания истории в философии К.Маркса.(середина 19в)

Маркс рассматривает историю как процесс развития общества. он использует Законы диалектики Гегеля, для изучения материи(опр-ся в марксизме как субстанция охватывающая всю объективную реальность). Маркс утверждает приоритет экономическ жизни над всеми другими формами: политики, духовн, религиоз и тд. В классовом обществе сущ-т противоречие между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Это отношение опр-ся господствующим в данный момент способом производства: первобытный-общинный, рабовладельческий, феодальный. капиталистич и коммунистич. Способы пр-ва определяют пять общественно-экономических формаций(ФОРМАЦИЯ -общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенный тип общества.)

Вызревает сначало основа-Базис- произ-во по удовлетворению необходимых потребностей-пр-во матер благ-оно первично. А идеалогичемкая – Настройка вторична. В основе такой позиции лежит естественное наблюдение, что люди, прежде чем заниматься политикой, религией, наукой, философией и т.п., должны удовлетворить свои первичные потребности в еде, питье, жилище, одежде и т.д. Для решения этих задач в процессе производства материальных благ люди объективно вступают в производственные отношения, которые являются материальной основой, реальным базисом общества.

По мнению М. классовая борьба это движущая сила истории. Капитализм: буржуазия и пролетариат-противоречие между ними не может быть вечным. Унижаемый класс осуществляет насильственное свержение старого, в ходе подготовки пролетариатом-революции.Первым и необходимым шагом на этом пути является установление пролетариатом своей диктатуры, целью которой должен стать процесс передачи власти в руки рабочего класса, обобществление собственности и построение основ коммунистического общества.

Главной характеристикой классового общества К. Маркс и Ф. Энгельс считают явление отчуждения или обособления индивида от средств и результатов производства, а также от общественных институтов. Для основоположников «научного коммунизма» духовная жизнь классового общества не минуемо наполняется антагонистическими противоречиями. Отчуждение приводит к эксплуатации человека человеком и дегуманизации общества в целом. Поэтому К. Марк выступает с критикой отчужденного труда (труда по принуждению) и частной собственности, которая его и порождает.По глубокому убеждению мыслителей превращение труда в свободную самореализацию человека должно привести к появлению универсально развитой личности, гармонически живущей со своей внешней и внутренней природой.

Наши рекомендации