Была и есть ли философия ?
ВВЕДЕНИЕ
Мысль, и только Мысль, создала человеческую культуру. Без мысли не мог бы сформироваться механизм традиции, который и создал культуру человечества. Культура человека имеет биосоциальный характер, в ней играют роль и биологические факторы, но даже инстинктивное поведение человека уже не является чисто инстинктивным, его инстинкты (органично или же нет) связаны с его мыслью. Мысль и инстинкт вот, что создает традицию, нет такой традиции, которая в свое время не была бы творческим актом мысли.
Где пробивается мысль, – там пробивается и Человек. Человек не исчезнет, пока не исчезнет мысль. Как писал в свое время К. Ясперс: «Быть человеком означает быть мысля. Мысля, понимает человек свой мир и себя самого: он пробуждается. Мысля, связывается человек со своим истоком и целостностью бытия: он пробуждается в сердцевине бытия» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., Наука. 2000. С.67).
Мысль разнообразна, она проявляется не только в философии или науке, - она проявляется в религиозном экстазе, в определении конфигураций веры; она проявляется как «музыкально- архитектурное» (или «поэтическое») мышление в творениях искусства. Мысль проявляется в выборе тех или иных форм социального действия, – ибо человек - это человек обдумывающий и понимающий свое поведение, понимающий и принимающий или нет ту или иную форму социальной организации. Мысль проявляется в хозяйственной деятельности, – ибо человек всегда изобретает, ищет, размышляя, наиболее эффективную технологию жизнеобеспечения. Человек мыслит везде.
К сожалению, хотя мышление и является определяющей характеристикой человека, - человек, мысля везде, мыслит не всегда, но тогда его образ действия определяют принятая по подражанию выработанная мыслью других традиция - это свойственно большинству людей и типично. Но бывает самое страшное, когда человек и не мыслит и не придерживается традиции, тогда его образ поведения определяют изуродованные культурой инстинкты, которые как у животных не могут быть эффективным и конструктивным регулятором, ибо нуждаются в дополняющей силе мысли. В результате мы часто наблюдаем в истории периоды деструктивного, патологического поведения.
В начале имеет смысл отметить о стиле изложения, часто изложение состоит из множества цитат. Что ясно – ведь мы говорим об истории мысли, которая творилась мыслителями и о которых здесь, по большей части идет речь. Когда сам мыслитель может лучше охарактеризовать сам себя, там я не вижу необходимости говорить за него. Тем более, что речь тут пойдет о мыслителях выдающихся, а потому не вижу должных оснований стараться изложить их идеи лучше, чем они сами это сделали. Как писал знаменитый историк XIX века Леопольд фон Ранке: «…было бы смешно желание быть эпическим поэтом выше Гомера, или более великим трагиком, чем Софокл» (Ранке Л. Об эпохах новой истории. М., 1898. С.5). Моя задача тут скромнее – постараться в сжатом виде изложить их идеи и проследить действие традиций тех или иных идей в истории.
ОБЗОР ПОПЫТОК НАПИСАНИЯ ИСТОРИИ МЫСЛИ
Аврелий Августин создал «Исповедь» - дав нам историю «восхождения» человека. О. Бальзак создал «Человеческую комедию» - показав нам историю «грехопадения» его. Но создать «Трагикомедию Мысли», показать историю «восхождения- грехопадения» её пока не удалось никому, да и не удастся. Попытку описания истории мысли делали многие, особо участились эти попытки после О. Конта, который считал ментальный фактор основным фактором прогресса. Но и до «эпохи позитивизма» создавались схемы становления человеческой культуры. Мы знаем культурологическую схему Гесиода, Лукреция и многих других. Мы знаем схемы Вико, Тюрго и Кондорсе. Тем не менее наиболее развернутую схему первым дал Гердер.
1. ГЕРДЕР
2. ГЕГЕЛЬ
3. КОНТ
4. БОКЛЬ
5. ЛАВРОВ П.Л.
Попытку написать историю мысли делали немногие. К этому подходил фактически первый серьезный русский философ П.Л. Лавров.
6. ФУКО М.
Это пробовал выполнить М. Фуко, но его разработки, как и разработки родственной в этом отношении направленности представителей французской исторической школы «Анналы» еще не могут считаться окончательными, а лишь только предварительными наметками.
БЫЛА И ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ ?
Лидером в истории мысли выступает философия, и это неудивительно, ибо та или иная философская концепция инициирует то или иное направление мысли. Но тут возникают «проклятые» вопросы, которые приводят к парадоксальному утверждению, что философии как таковой не было вообще. Это утверждение базируется на том, что при рассмотрении реальных философских учений видно: 1) что философские учения изложены частично и не охватывают всей области философской проблематики; 2) что философские учения лишь частичные островки в безбрежном море «бессознательной» философии, которой и живет по преимуществу та или иная культурная общность; 3) что философские учения не являются философскими, а есть вольное и непроизвольное философствование в той или иной конкретной области теоретического исследования, в той или иной области социальной жизни, которое потом стало считаться «философией».
Причиной этого многообразия является то, что философия является рефлексией над универсалиями культуры, которые пронизывают буквально все сферы человеческой жизни.
1. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАТЕЛЬНАЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ
Философы – люди крайне недисциплинированные и несистематичные. Изобретут себе «идейку», сплетенную из разных заимствований из той или иной области культуры, состряпают какой-либо труд совершенно частный и не охватывающий всех областей философского знания, какой-то «Концепт», и называют его «своей» философией, потом почивают на «лаврах». Можно с полной ответственностью сказать что тот «идейный разброд», которым так славится философия – это дело самих философов, к философии не имеющих отношения. Ибо, когда какой-нибудь философ со «своей» точкой зрения займется комплексным исследованием сути, то его «принципиальная» позиция, «отличная от других», сразу будет вынуждена стать менее «принципиальной», ибо он увидит большее многообразие возможных решений, чем предполагал. К сожалению, в истории можно наблюдать лишь незначительное количество полнообъемных работ. И странно, философы- системники, как правило, болеют тем, что выражаются крайне мудрено. Их тексты – это множество слов, бредовых откровений, совершенно ненужных «реверансов», пустых фраз. Это можно было бы отнести к тому, что тут действует эффект «непереводимости» текста из-за дистанции времени, но вот в чем дело - и современные работы грешат тем же. Потому работа историка мысли, историка философии в частности, – работа крайне утомительная. Приходится за грудой бессмысленного бреда, обусловленного либо лукавством, либо традиционным для мыслителей бредовым восприятием мира, да и неадекватной оценки самого себя, выявлять мотивы и исходные идеи крайне путаных путей их мышления.
Далее возникает странный парадокс при рассмотрении философских учений. Дело в том, что они, как правило, есть лишь вербализированные и выявленные рефлексией «вершины айсберга». Эта «вершина» базируется на некритически принятых положениях, как писал Н.И. Кареев, на «бессознательной» философии, которая составляет обширной поле разнообразнейших идей и мнений, сформировавшихся в традициях той или иной социокультурной общности; бессознательных умонастроений, переплетений страстей и желаний, коими живет эта общность, которая порождает то или иное философское учение. Встает вопрос, может имеет смысл рассматривать не это философское учение, которое не есть философия по существу, а именно анализировать ту «бессознательную философию»? По этому пути, как известно уже идет философская мысль, особую роль в этом играют разработки структуралистов и сторонников исторической школы «Анналов». Хотя начало этому задано, как известно, Марксом, Ницше и Фрейдом. Один вскрыл ложность идеологии, выявив её реальные корни в хозяйственной сфере, другой вскрыл эту ложность, показав, что «истина» идеологии лежит в «воле к власти», третий вскрыл эту ложность, показав реальные механизмы её формирования в бессознательных пластах человеческой психики. Я не совсем уверен в этой кардинальной ложности осознанной мысли, проявленной, в частности, и в философских учениях, ибо они были проявлены в культуре, действовали на эту культуру; действовали, в частности, и на эту «бессознательную» философию. Да, и этой кардинальной точки зрения никто и не придерживается.. Но на этом проблемы не кончаются…
Далее, проблема состоит не только в том, что философские учения частичны, не только в том, что они базируются на каких-то «бессознательных» положениях. Проблема состоит и в том, что они проявляются всегда в форме философствования на базе какой-либо сферы культурной жизни, на базе той или иной сферы ментальной деятельности. Декарт, к примеру, не был философом, да, я думаю, себя таковым и не считал. Он был обычный дворянин- бездельник, который изначально любил решать математические головоломки, перемежая эти занятия дуэлями, участием в войне и лежанием в постели. Книг особо не читал, так.. иногда томик Фомы Аквината, произведения которого он иногда брал в свои поездки. Он решил вербализировать свой «доморощенный» метод решения «головоломок», который неожиданно для него самого получил общественное признание в среде ученых и таких же «продвинутых» дворян, которые с детства вынесли отвращение ко всем хитрым дистинкциям схоластов. Возьмем еще, к примеру, самый последний «случай» - К. Леви-Стросс. Хоть он и философ по образованию, но осваивал опыт прошлой мысли в университете крайне невнимательно. А его концепция – это прежде всего этнографическая концепция (теоретически несостоятельная, между прочим, для этой науки), но она получила общественный резонанс, стала философией. Тут имеет смысл заметить, что теоретически несостоятельные концепции почему-то получают жизнь в философии. К примеру, метод «интроспекции» В. Вундта, признанный психологами (да и самим В. Вундтом впоследствии) несостоятельным, неожиданно нашел мощное продолжение в философии в виде традиции феноменологии. Тут, видимо, есть определенная «странность» этой сферы ментальной деятельности, которая наблюдается в существовании символических конструктов в культуре - общественный резонанс получают, как правило, не строго доказательные и обоснованные символические конструкты, а синергичные, «блуждающие» по смыслу и значению. Параноидный бред «пророка» всегда благосклонно воспринимается общественностью, чего не скажешь о точных и доказательных положениях какого-либо серьезного мыслителя. Этот момент, между прочим, надо всегда учитывать при изложении истории философии и истории мысли вообще.
2. ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ И ПОЛЕ МЕНТАЛЬНОСТИ
Но суть, если вернуться к исходному, состоит в том, что философское учение зачастую не есть таковое по сути, оно есть нечто философское в какой-либо частной сфере, которое, как было сказано, еще и бывает несостоятельным для этой частной сферы.
Из всего этого следует, что если подходить строго к философии, то философии вообще не было. Потому-то имеет смысл рассматривать философию либо в контексте всего многообразия культурной жизни, либо вообще отказаться, в конце концов, от идеи изложения истории философии, как отдельной сферы деятельности, а перейти к написанию общей ИСТОРИИ МЫСЛИ. Но пока, я лично не в состоянии этого сделать, если это вообще в состоянии сделать кто-либо другой.
Как правильно подчеркивает В.С. Степин: «Сложный процесс философской экспликации универсалий культуры в первичных формах может осуществляться не только в профессиональной философской деятельности, но и в других сферах духовного освоения мира. Литература, искусство, художественная критика, политическое и нравственное сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, -все это области, в которые может быть вплавлена философская рефлексия и в которых могут возникать в первичной образной форме философские экспликации универсалий культуры. В принципе, на этой основе могут развиваться достаточно сложные и оригинальные комплексы философских идей» (Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С.281).
3. ФИЛОСОФИЯ – ОБЩЕСТВО - ЖИЗНЬ