Что такое философия? Специфика философского знания
Части I-II
Курс лекций
3-е издание, стереотипное
Минск
|
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в учебный курс «философии». 6
Лекция 1. Философия как феномен культуры.. 6
Что такое философия? Специфика философского знания. 6
Философия как мировоззрение. 10
Предмет и структура философского знания. 14
Материализм и идеализм – основные направления философии. 23
Философия как методология. 26
Философия и наука. 31
Философия, искусство и религия. 35
Функции философии в системе культуры.. 36
Контрольные вопросы.. 39
Тема 2. Эволюция философской мысли в истории культуры.. 41
Лекция 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая. 41
Философия Древней Индии. 43
Философия Древнего Китая. 57
Контрольные вопросы.. 66
Лекция 3. Античная философия. 68
Периодизация античной философии. 68
Возникновение и становление античной философии. 69
Классический век древнегреческой философии. 77
Философия Платона. 81
Философия Аристотеля. 84
Философия эллинистической эпохи. 89
Контрольные вопросы.. 91
Лекция 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения. 93
Общая характеристика и особенности средневековой философии. 93
Патристика. 94
Философия А. Августина. 96
Схоластика. 100
Философия Ф. Аквинского. 101
Философия эпохи Возрождения. 104
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. 107
Социально-философская мысль эпохи Возрождения. 110
Натурфилософия эпохи Возрождения. 112
Контрольные вопросы.. 116
Лекция 5. Европейская философия Нового времени. 118
Общая характеристика и периодизация. 118
Философия XVII века. 119
Философия эпохи Просвещения. 129
Немецкая классическая философия. 141
Философия И. Канта. 142
Философия Г. Гегеля. 154
Общая характеристика философии Гегеля. 154
Философская система Гегеля и ее структура. 156
Философия Л. Фейербаха. 161
Марксистская философия. 164
Контрольные вопросы.. 176
Лекция 6. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века. 179
Общая характеристика и основные направления(школы) неклассической философии. 179
Неопозитивизм и аналитическая философия. 184
Психоанализ. 188
Экзистенциализм.. 193
Герменевтика. 198
Феноменология. 201
Структурализм.. 205
Философские идеи постмодернизма. 208
Контрольные вопросы.. 210
Лекция 7. Русская философия. 212
Общая характеристика и основные этапы развития русской философии. 212
Славянофилы и западники. 218
Русское почвенничество. 232
Религиозно-идеалистическая философия (середина и вторая половина XIX вв.) 239
Русская религиозная идеалистическая философия (первая половина XXвв.) 242
Развитие философии всеединства в ХХ в. 248
Философия марксизма в России (конец XIX – XX века) 251
Философия русского Зарубежья. 254
Контрольные вопросы.. 256
Лекция 8. Белорусская Философская и общественно-политическая мысль IX—XX ВВ. 259
Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси. 259
Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии 262
Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ – ХХ веках. 268
Контрольные вопросы.. 273
ЛИТЕРАТУРА.. 274
Тема 1. Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Философия как феномен культуры
Основные понятия и термины включенные в систему тренинг тестирования:
Философия; мировоззрение; мифология; религия; предмет философии; структура философии; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; материализм; идеализм; монизм; философский метод; сенсуализм; рационализм; иррационализм; функции философии.
Что такое философия? Специфика философского знания
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и Sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.
Кроме того, остается открытым вопрос: «Что же такое мудрость?».
Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»1.
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. — начало V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:
«Жизнь, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»2.
Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н. э.).
Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.
Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»1.
Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341— 270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание:
«Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»2.
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю. Одни обращаются к богу, другие — к человеку. Одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.
· Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).
· Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).
· Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
· Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.
Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.