Поздняя античность и патристика. 1.3.1. Филон, называемый в истории философии Александрийским (а)
1.3.1. Филон, называемый в истории философии Александрийским (а).
1.3.2. Гностики детально разработали концепцию эонов (в).
1.3.3. Мудрость и Сила, согласно гностику Василиду, рождаются от Суждения (а).
1.3.4. «Пневматики» — «духовные избранники» противопоставляются язычникам, т.е. «соматикам», по Василиду (г).
1.3.5. Официальная христианская церковь против гностиков вела ожесточенную борьбу и объявила их еретиками (б).
1.3.6. Мани, родоначальник манихейства, противопоставлял материю божественному первоединству (б).
1.3.7. Плотин считал, что Единое — это абсолют,поскольку ни от чего не зависит, в то время как от него зависит все — и мысль, и дух, и воля, вместе с их противоположностями.
Единое безлично, оно радикально отличается от личного внеприродного бога христианства и других монотеистических религий (г).
1.3.8. «Эманация» в неоплатонизме — это непрерывное излучение Единым из себя всего бытия (б).
1.3.9.Неоплатонизм стал теоретической основой беспрецедентной попытки императора Юлиана Отступника (331—363) отвергнуть христианство и реставрировать языческую рели
гию. Наиболее ярко свои мировоззренческие стремления он выявил в написанных им речи «О матери богов» и гимне «К царю Гелиосу». Бог Солнца олицетворял для него и живо
творную силу природы, и единодержавную власть императора как главного посредствующего звена между умопостигаемым и чувственным мирами. Также Юлиан, подобно неоплатонику
Порфирию, написал полемическое сочинение в трех книгах «Против христиан», впоследствии уничтоженное христианской церковью (в).
1.3.10. Неоплатоники в эпоху упадка античной философской мысли подвели ее основные мировоззренческие итоги (г).
1.3.11. Порфирий был главным логиком в направлении неоплатонизма (в).
1.3.12. Апологеты во II в. н.э. защищали, оправдывали христианское вероучение (б).
1.3.13. «Верую, потому что нелепо», — провозгласил Квинт Тертуллиан (б).
1.3.14. Климент Александрийский составил «Строматы» (г).
1.3.15. Ориген впервые дал философско-аллегорическое истолкование Библии. Он разработал учение о трех ее смыслах: буквальном («телесном»), моральном («душевном») и философском («духовном») (г).
1.3.16. Пресвитер Арий продолжал традиции Оригена (б).
1.3.17. Арий объявил Иисуса Христа подобносущим богу - отцу (б).
1.3.18. Арианство было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью (б).
1.3.19. Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях (в).
1.3.20. Григорий Нисский попытался разработать систему правоверного богословия (а).
1.3.21. Аврелий Августин Блаженный (в).
1.3.22.Начала существуют на уровне архангелов и ангелов, согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита. Это низший, 3-й уровень, выше —2-й: господства, силы, власти; 1-й— серафимы, херувимы и престолы (г).
1.3.23. В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия епископы находятся на высшем уровне священников и дьяконов. Ниже — монахи, члены христианской общины, затем оглашенные. Ниже церковной иерархии расположен остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела (г).
1.3.24. Манлий Северин Боэций находился под влиянием платоновского диалога «Тимей» (б).
1.3.25. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только настоящее (в).
1.4. Схоласты; арабская и еврейская философия Средневековья
1.4.1. Пантеизм в онтологии Иоанна Скота Эриугены усматривают современные исследователи (в).Иоанн Скот Эриугена считался «первым отцом схо
ластики» и «Карлом Великим схоластической философии» (в).
1.4.2. Найти рациональные доказательства веры — вот за дача средневековой философии, с точки зрения схоластов (в).
1.4.3. Между наукой и теологией провозглашалось разли
чие в схоластике (б).
1.4.5. Исторический период развития схоластики —
IX—XV вв. (б).
1.4.6. Иоанн Скот Эриугена признавал негативную теоло
гию (б).
1.4.7. Учение Порфирия о характере родов и видов повлия
ло на формирование средневековых универсалий. Ученик
Плотина, Порфирий в работе «Введение к категориям Аристо
теля» поставил вопрос о характере родов и видов, о том, су
ществуют ли они в природе или только в разуме, в интеллекте.
Бели существуют, то телесны они или бестелесны; отделены
ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в
них (г).
1.4.8. «Вера ищет разум», — девиз Ансельма Кентерберий-
ского (г).
1.4.9. У Августина Блаженного Ансельм позаимствовал ос
нову своего доказательства, а именно: сотворенные вещи не
совершенны, они образуют ряд возрастающего совершенства.
Но этот ряд, как каждый реальный ряд, не может быть беско
нечным. Должна существовать сущность, совершеннее кото
рой ничего нет. Эта сущность— Бог (б).
1.4.10. Мистическое общение с Богом Бернар Клервосский
считал основным средством философии. Сам процесс познания
Бернар интерпретировал мистически. Не разум ведет к Богу, но
любовь и привязанность человеческой души к Нему (в).
1.4.11. Давид из Динанта относился к александрийской
школе пантеистического аристотелизма XIII в. (б).
1.4.12. Сигер Брабантский относился к латинскому аверро-
изму и развивал идеи Аверроэса (Ибн Рушда). Трактат «О
единстве разума против аверроистов» написал Фома Аквин-ский (б).
1.4.13. Относительно основных положений Августина
Блаженного схоласты разделились во мнениях. Консерватив
ное течение настаивало на сохранении основных положений
Августина в теологических вопросах, но с одновременным
применением философских элементов аристотелизма. Про
грессивное течение в большей степени ориентировалось на
Аристотеля, нежели на Августина (б).
1.4.14. Александр из Гэльса ввел новое понятие о духовной
материи (г).
1.4.15. В мистическом экстазе Бонавентура признавал воз
можность полного познания бога (в).
1.4.16. В божественном разуме Бонавентура усматривал
«зародыш» вещи (г).
1.4.17. На трактаты Аристотеля Альберт Великий опирался
в своих произведениях (б).
1.4.18. Томизм — учение Фомы (Томаса на латыни) Ак-
винского и целое религиозно-философское направление, им
созданное (б).
1.4.19. Научно-эмпирические исследования Роджера Бэко
на сегодня пристально изучаются (а).
1.4.20. Теологию и философию нельзя соединить, — считал
Иоанн Дуне Скот (б).
1.4.21. Дуне Скот был представителем метафизического
индивидуализма (в).
1.4.22. В теории познания Дуне Скот подчеркивал актив
ность мышления (в).
1.4.23. Фома Аквинский считал, что разумная душа возвы
шается над вегетативной и сенситивной (в).
1.4.24. Фома Аквинский считал, что познание бога опосре
довано его влиянием в природе (в).
1.4.25. Согласно Аквинату, душа есть чистая форма без ма
терии, она бестелесна (а). 147
1.4.26. Номинализм подготовил почву для отделения тео
логии от философии (б).
1.4.27. В арабской философии не использовались идеи фи
лософа Эпикура (в).
1.4.28. Аверроэс — это западное прочтение арабского име
ни ибн Рушд (в).
1.4.29. Авиценна понимал мир как произведение божест
венного разума (б).
1.4.30. Ибн Сина считал, что универсали существуют как
единичные вещи (в).
1.4.31. По Аверроэсу, материальный мир вечен и бесконе
чен, но в пространстве ограничен (а).
1.4.32. Аверроэс отрицал бессмертие души (б).
1.4.33. Скептический подход использовал в «Опроверже
нии философов» аль-Газали (б).
1.4.34. «Каббала» в переводе означает «традиция, преда
ние» (в).
1.4.35. В Каббале раскрывается мистика чисел и букв Свя
щенного писания (б).