Поздняя античность и патристика

Подсчет баллов

Проверка всех тестов может оказаться достаточно быстрой и вполне результативной и без применения компьютера. Осо­бенно тех, которые предполагают выбор одного правильного ответа из четырех возможных. Хотя все предлагаемые тесты, безусловно, годятся для компьютерного тестирования.

Использование тестовых заданий, в которых предусмотре­ны одновременно три правильных ответа из пяти, может пока­заться усложненным. Но здесь предпринята попытка реально избежать случайного попадания студентом на правильный от­вет, как это возможно в обычных тестах с одним правильным ответом из четырех возможных.

И в этом случае, скорее всего, предполагается компьютер­ная обработка результатов и общего подсчета баллов. Однако позволю себе обратить внимание на то, что в небольших сту­денческих группах и при индивидуальной работе такое тести­рование может и даже должно быть некомпьютерным с после­дующим подробным обсуждением результатов.

Итак, предлагается такая форма тестов и обработка их ре­зультатов.

Пример.Общество изучается такими науками, как:

а) онтология;

б) социология;

в) философия истории;

г) социальная философия;

д) эстетика.

Правильными ответами являются: б), в), и г).

При обычной системе подсчета максимальное количество набранных баллов у студента должно быть «3», за каждый правильный ответ из трех возможных. Но в таком случае, хотя и снижена вероятность случайного угадывания сразу трех правильных ответов, остаются без внимания заведомо непра­вильные ответы, которые в данном случае демонстрируют не только незнание студентом предмета, скажем социологии, но также и незнание им предмета онтологии или эстетики. Жела­тельно, таким образом, учитывать как правильные, так и не­правильные ответы, которые в сумме дадут не 3, а 5 баллов. Для этого мы заранее составляем матрицу абсолютно пра­вильного ответа:

а) «-»

б)

в)

д) «-»

Таким образом, чтобы набрать максимально возможные пять баллов, студент должен все правильные ответы отметить как правильные («+»), а все неправильные — как «-».

Скажем, если студент в варианте б) неправильно поставил «-», а в д) поставил «+», то его общий итог будет таков:

Правильный набор ответ студента результат

а) - - «+»или «+1»

б) + - «-»или «О»

в) + + «+»или«+1»

г) + + «+»или«+1»

д) - + «-»или «О»

Общий итог — 3 балла.

Возможно ли получение «4» (четверки)? Да, если студент, неуверенный в одном из трех правильных ответов, проставит его как «-», будучи уверенным в том, что он неправильные варианты отмечает как неправильные (или хотя бы один из них). Иначе говоря, уверенно проставляя варианты б) и в) как правильные, но, сомневаясь в г), он отмечает все остальные как «минусы» и зарабатывает четыре балла. Здесь на него ра­ботает основное правило: «минус» на «минус» дает «плюс», и он фактически не допустит заведомую глупость. Более того, пусть лучше студент вообще не отметит те варианты, в кото поздняя античность и патристика - student2.ru рых не уверен. Но ответив правильно не на все пять вопросов, а только на четыре, он сможет получить более высокий зачет­ный балл.

Представляется, что такая система опроса позволяет более объективно оценить реальные знания и незнания студента, превращая механическое проставление «крестиков» в творче­ский или осмысленный процесс по усвоению курса.

Итак, если вы даете тестовое задание, на каждый вопрос которого предполагается три правильных ответа из пяти воз­можных (и это сразу оговаривается), все задание оценивается по пятибалльной системе на основании арифметического пра­вила: («+» на «+») или («-» на «-») дают «+» или 1 балл, а («+» на «-») или («-» на «+») дают «-», или «О».

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Древний Восток

1.1.1. Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо Цзы;

б) Лао Цзы;

в) Конфуций;

г) Чжуан Цзы.

1.1.2. Недеяние в даосизме — это:

а) полная бездеятельность;

б) необходимое вмешательство в происходящее;

в) планирование своих действий;

г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической дея­тельности.

1.1.3. Согласно китайской философской традиции, энер­гия в человеке, которая не является космической, называ­ется:

а) цзин (психофизическая энергия);

б) ци (материально-духовная);

в) инь/ян (сексуальная);

г) шэнь (духовная).

1.1.4. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:

а) мозг;

б) лицо;

в) сердце;

г) желудок.



1.1.5. Среди главных условий долголетия в китайской фи­лософской традиции нет такого, как:

а) поддержание в чистом состоянии духовной психофизи­ческой энергии (ци);

б) вегетарианство;

в) совершенствование тела и души;

г) соблюдение общественного порядка.

1.1.6. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

а) слушаться старших по возрасту и званию;

б) сдерживать себя, избегать крайностей;

в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;

г) быть гуманным.

1.1.7. Управление обществом в конфуцианстве сравнива­ется с отношениями:

а) отца и сына;

б) матери и детей;

в) друзей;

г) сотрудников.

1.1.8. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:

а) человек от природы добр;

б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны;

в) основной стимул в соблюдении законов — страх перед наказанием;

г) закон — один для всех.

1.1.9. Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к:

а) ДаоДэЦзин;

б) Самаведе;

в) Ригведе;

г) упанишадам.

1.1.10. Карма в древнеиндийской философии — это:

а) закон вечного круговорота бытия;

б) понятие долга и предназначения;

в) закон воздаяния;

г) выход за пределы круга перевоплощений.

1.1.11. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

а) понятие долга и предназначения;

б) закон вечного круговорота бытия;

в) абсолютное духовное освобождение;

г) вид религиозно-духовной практики.

1.1.12. «Будда» в соответствующем религиозно-философ­ском учении— это:

а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;

б) просвещенный;

в) мудрый;

г) просветленный.

1.1.13. Эта школа классической индийской философии бы­ла скорее практической, нежели теоретической:

а) ньяя;

б) локаята даршана;

в) миманса;

г) йога.

1.1.14. Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживание остальных:

а) истинное знание;

б) истинное отношение;

в) истинное состояние духа;

г) истинное постоянство.

1.1.15. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в cвою философию:

а) надежду;

б) любовь;

в) желание;

г) страдание.

1.1.16. Два вечных начала сущего — пракрити и пуруша рассматриваются в классической системе индийской философии:

а) ньяя;

б) санкхья;

в) веданта;

г) миманса.

1.1.17. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:

а) карма;

б) нирвана;

в) дао;

г) сансара.

1.1.18. Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование», — это:

а) веданта;

б) миманса;

в) ньяя;

г) вайшешика.

1.1.19. Письменный источник философии буддизма:
а) Махабхарата;

б) упанишады;

в) трипитака;

г) Ригведа.

Античность

1.2.1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом яв­ляется:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

1.2.2. Сократ в молодости обучался в школе:

а) софистов;

б) пифагорейцев;

в) милетцев;

г) элеатов.

1.2.3. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худ­шее — это большинство»:

а) Пиррон;

б) Диоген;

в) Сократ;

г) Клеанф.

1.2.4. По Платону, прекрасное— это:

а) совершенство линий и форм;

б) нравственное величие души;

в) разумное построение произведения искусства;

г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.

1.2.5. По мнению этого философа, знание — высшая доб­родетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот фило­соф?

а) Пиррон;

б) Сократ;

в) Диоген;

г) Хрисипп.

1.2.6. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:

а) динамическое;

б) статическое;

в) разумное;

г) совершенное.

1.2.7. Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:

а) удовольствие;

б) вожделение;

в) страх;

г) печаль.

1.2.8. Стоики признавали три вида движения: простран­ственное перемещение, изменение качеств и

а) духовное восхождение к Единому;

б) нравственное совершенствование;

в) напряжение пневмы;

г) укрощение страстей.

1.2.9. Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догма­тиков». К какой школе он принадлежал?

а) неоплатоников;

б) стоиков;

в) киников;
г) скептиков.

1.2.10. Согласно стоикам, злорадство относится к тако­му виду страстей, как:

а) удовольствие;

б) вожделение;

в) страх;

г) печаль.

1.2.11. Философ делает добро, чтобы быть добродетель­ным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали:

а) скептики;

б) эпикурейцы;

в) киники;

г) стоики.

1.2.12. Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес людям искусства, породившие сложность и искусственность жизни:

а) Эпикур;

б) Диоген Синопский;

в) Пиррон;

г) Зенон.

1.2.13. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует под­чиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:

а) Клеанф;

б) Пиррон;

в) Аристотель;

г) Платон.

1.2.14. Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика и логика, соответственно:

а) скорлупа, желток, белок;

б) желток, скорлупа, белок;

в) белок, желток, скорлупа;

г) желток, белок, скорлупа.

1.2.15. Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда

а) логика, физика, этика;

б) физика, логика, этика;

в) этика, логика, физика;

г) этика, физика, логика.

1.2.16. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

1.2.17. Основополагающей категорией Аристотель считал:

а) сущность;

б) обладание;

в) положение;

г) время.

1.2.18. Скептик говорит по поводу познания вещи:

а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»;

б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»;

в) «Я не знаю какова она, но я надеюсь это узнать»;

г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно».

1.2.19. Если киник проголодался, то он:

а) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;

б) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности, не хочет;

в) станет есть ту еду, что попадется на глаза;

г) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.

1.2.20. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.

1.2.21. Плотин мечтал построить новый город и назвать его:

а) Александрией;

б) Петрополем;

в) Платонополисом;

г) Согдеей.

1.2.22. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к:

а) медицине;

б) астрономии;

в) математике;

г) астрологии.

1.2.23. В. С. Соловьев писал, что в платонизме это «соеди­няет в себе идеальную природу с чувственною»:

а) эйдос;

б) хора

в) эрос;

г) философия.

1.2.24. По Аристотелю, человек— это:

а) двуногое без перьев;

б) нравственное существо;

в) душа в темнице тела;

г) политическое животное.

1.2.25. Майевтика— это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) общение с собеседником с целью обретения им истины.

1.2.26. Так называемая «платоническая любовь» в позд­нейшие эпохи ассоциировалась с:

а) «животным» эросом;

б) семейно-брачным союзом;

в) аскетизмом;

г) идеалом богочеловека.

1.2.27. Перипатетическая школа зародилась в:

а) гимназии;

б) лицее;

в) академии;

г) университете.

1.2.28. Основателем этики в западноевропейской филосо­фии считается:

а) Фалес;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

1.2.29. Миф об андрогине был впервые поведан:

а) Гераклитом;

б) Сократом;

в) Платоном;

г) Аристотелем.

1.2.30. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:

а) Хрисипп;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

1.2.31. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — го­ворил:

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

в) Гераклит;

г) Левкипп.

1.2.32. Платон во время путешествий по Востоку обучал­ся в школах:

а) софистов;

б) пифагорейцев;

в) милетцев;

г) элеатов.

1.2.33. Анаксимандр был учеником:

а) Сократа;

б) Аристотеля;

в) Фалеса;

г) Анаксимена.

1.2.34. Среди категорий Аристотеля нет такой, как:

а) обладание;

б) форма;

в) положение;

г) страдание.

1.2.35. Наиболее известна и исторически значима в систе­ме Эпикура:

а) гносеология;

б) этика;

в) онтология;

г) физика.

1.2.36. «Единое» у Плотина—это:

а) природа;

б) Бог-личность;

в) инобытие (ничто);

г) бытие.

1.2.37. «Гегемоникон»— так называли центральную часть души:

а) эпикурейцы;

б) киники;

в) скептики;

г) стоики.

1.2.38. Этот философ считал, что благоразумие дороже самой философии:

а) Клеанф;

б) Эпикур;

в) Диоген;

г) Пиррон.

1. 2. 39. О наличии материи как «строительного материа­ла» для создания мира говорили:

а) Сократ и Платон;

б) Платон и Аристотель;

в) Платон и Плотин;

г) Плотин и Порфирий.

1.2.40. Эпикур говорил: «Нет никакой необходимости жить с...»

а) горечью;

б) необходимостью;

в) радостью;

г) случайностью.

1.2.41. Утонченные философские теории, науки и книги со­вершенно не нужны, считали:

а) стоики;

б) киники;

в) скептики;

г) эпикурейцы.

1.2.42. Все тела в мире имеют цель своего движения и раз­вития, которая задана Богом как причиной всех причин, счи­тал:

а) Аристотель;

б) Пиррон;

в) Зенон;

г) Диоген Синопский.

1.2.43. Душа не вечна, она умирает вместе с телом, лишь в редких случаях переживая его, считали:

а) киники;

б) скептики;

в) стоики;

г) эпикурейцы.

1.2.44. По Эпикуру, состояние насыщения после еды — это удовольствие:

а) динамическое;

б) разумное;

в) статическое;

г) совершенное.

1.2.45. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок;

б) Бог;

в) разум;

г) число.

1.2.46. В своем учении о восприятии Эмпедокл развивал мысль о том, что исходящие из вещей излияния проникают в отверстия органов чувств по принципу:

а) противоположности сходятся;

б) подобное познается подобным;

в) все познается в сравнении;

г) одно дополняет другое.

1.2.47. У стоиков «пневма» как основа человеческой души и часть души космической, а также основа разума представля­ет собой смесь основных природных стихий:

а) воды и воздуха;

б) воды и огня;

в) огня и воздуха;

г) земли и огня.

Поздняя античность и патристика

1.3.1. Один из столпов александрийской школы, этот фи­лософ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пяти­ книжию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские преда­ния и греческая стоическая философия:

а) Филон;

б) апостол Павел;

в) Валентин;

г) Маркион.

1.3.2. В их картине мира постоянно взаимодействуют два взаимоисключающих начала, восходящих к миру высшего ду­ховного зона (Христа) и греховного зона (демиурга). Это:

а) ессеи;

б) манихеи;

в) гностики;

г) богомилы.

1.3.3. Согласно Василиду, «сначала от нерожденного отца родился Нус, а от него Логос-Суждение, а от Суждения— ...»:

а) Мудрость и Сила;

б) Сила и эманации;

в) ангелы и первое небо;

г) первое и все другие небеса.

1.3.4. Для гностика Василида «духовные избранники» противопоставляются язычникам, т.е.:

а) «психики» — «пневматикам»;

б) «плотские» — «психикам»;

в) «соматики» — «пневматикам»;

г) «пневматики» — «соматикам».

1.3.5. Официальная христианская церковь к концу II в. по отношению к гностикам заняла следующую позицию:

а) сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию;

б) вела ожесточенную борьбу;

в) постепенно восприняла их символику;

г) включила гностические обряды в церковный культ.

1.3.6. Материя— это тьма, обязанная своим существова­нием полному угасанию света божественного первоединства, — считали:

а) Плотин, неоплатоник;

б) Мани, родоначальник манихейства;

в) Василид, гностик;

г) Цельс, апологет.

1.3.7. Плотин считал, что Единое— это источник бытия, всего сущего в мире. Это чистое и простое единство, исклю­чающее множественность, а также:

а) мысль;

б) дух;

в) воля;

г) абсолют.

1.3.8. «Эманация» в неоплатонизме— это:

а) творение бытия Богом;

б) непрерывное излучение Единым из себя всего бытия;

в) световое излучение Единого, которое можно описать в терминах натурфилософии;

г) единовременное истечение Единого в природу.

1.3.9. Теоретической основой попытки Юлиана Отступ­ника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признается:

а) манихейство;

б) гностицизм;

в) неоплатонизм;

г) апологетика.

1.3.10. В эпоху упадка античной философской мысли ос­новные ее мировоззренческие итоги были подведены в док­трине:

а) эпикуреизма;

б) стоицизма;

в) кинизма;

г) неоплатонизма.

1.3.11. Главным логиком в направлении неоплатонизма был:

а) Плотин;

б) Прокл;

в) Порфирий;

г) Платон.

1.3.12. Апологеты во II в. н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи.

1.3.13. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;

б) «Верую, потому что нелепо»;

в) «Божественное и дьявольское постоянно борются меж­ду собой»;

г) «Ищите и обрящете».

1.3.14. «Стромата» (буквально — «цветные ковры») — это произведение, включающее в себя множество цитат из трудов греческих философов для реабилитации греческой фи­лософии в глазах христиан. Оно было собрано:

а) Юлианом Отступником;

б) Юстином Мучеником;

в) Филоном Александрийским;

г) Климентом Александрийским.

1.3.15. Стремясь объединить христианство с неоплатонизмом, он впервыепредпринял философско-аллегорическое истолкование Библии:

а) Климент Александрийский;

б) Аммоний Саккас;

в) Плотин;

г) Ориген.

1.3.16. Пресвитер Арий в начале IV в. в Александрии про­должал традиции:

а) Юстина Мученика;

б) Оригена;

в) Филона Александрийского;

г) Климента Александрийского.

1.3.17. Арий объявил Иисуса Христа:

а) единосущным богу-отцу;

б) подобносущим богу-отцу;

в) неединосущим богу отцу;

г) разносущим с богом-отцом.

1.3.18. Учение Ария, так называемое арианство, в резуль­тате жестокой борьбы в лоне церкви по вопросам основ хри­стианской теологии:

а) легло в основу никейского символа веры;

б) было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью;

в) было частично принято церковью и естественно вошло в христианскую теологию под названием субординациализма;

г) было не принято церковью, но поддержано императо­ром Константином.

1.3.19. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога выше Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех
ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог.

1.3.20. Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325—394):

а) попытался разработать систему правоверного богосло­вия;

б) опроверг догмат Троицы;

в) обосновал положение о том, что разум выше веры;
г) доказал тождество сущности (усии) и ипостаси.

1.3.21. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейст­ва, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов за­падной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Амвросий Медиоланский;

в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессарийский.

1.3.22. Согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита:

а) ангелы существуют на ступени серафимов и херувимов;

б) архангелы — на уровне господства и силы;

в) власть — на уровне херувимов и престолов;

г) начала — на уровне архангелов и ангелов.

1.3.23. В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия:

а) монахи находятся на уровне епископов;

б) оглашенные — на уровне священников и дьяконов;

в) члены христианской общины — на уровне разумных существ;

г) епископы — на уровне священников и дьяконов.

1.3.24. Манлий Северин Боэций (480—524) в своем завер­шающем произведении «Об утешении философией» проде­монстрировал:

а) решающее на него влияние христианской идеологии;

б) влияние на него платоновского диалога «Тимей»;

в) влияние аристотелевой концепции познавательной спо­собности человеческого ума;

г) влияние на него неоплатоника Порфирия.

1.3.25. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только:

а) прошлое;

б) будущее;

в) настоящее;

г) вечность.

Наши рекомендации