Единичное и общее. Специфика их проявления в специальности
Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. А общее: Фалес - вода, Анаксимандр - алейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира. Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью рисущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств. Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность. "С-т Бандура", "ст Железнов" Но во всяком отдельном, единичное ( как в проявлении материи ) есть черты которые повторяются - это общее. Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее Особенное - категория для обозначения таких признаков , которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное ( т.е. указывает на отличительные признаки).
Философы по разному рассматривают общее: Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи. Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.
Диалектика Е и О:
1. Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного.
2. В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво.
3. Единичное тесно связано с другим единичным.
4. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.
5. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы. Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.
Причина и следствие. Специфика их проявления в специальности.
Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины. Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ).Философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление.
Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.
1.Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имели причину - всеобщий закон связи )
2.Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер (данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия )
3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (Z - причинная связь )
4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором
происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.
5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия (но понимать надо относительно ибо перерыва нет )
6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.
Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.
Какова диалектика П и С.
1. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П С необходима.
2. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину. Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи:
a) По внутреннему содержанию процессов: материальные и идеальные, энергетические и информационные, физические, биологические, химические и социальные
б) По способу проявления:
динамические ( однозначные )
статистические ( вероятностные )
в) По познавательным основаниям:
общие и частные, главные и второстепенные, объективные и субъективные внутренние и внешние, существующие и несуществующие.