Общее, особенное и единичное в сущности государства

В каждом конкретном государстве есть:

а) общее, характерное для всех государств;

б) особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств;

в) единичное, присущее только данному государству.

На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности.

Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались мыслителями прошлого.

Платон и Аристотель считали, что назначением государства является утверждение нравственности.

Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели:

n общее благо (Гроций);

n общую безопасность (Гоббс);

n общую свободу (Руссо).

Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.

Гегель развил взгляды Платона и Аристотеля.

Маркс, Энгельс, Ленин основным предназначением государства считали создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

Сторонники и создатели теорий "государства всеобщего благоденствия", "плюралистической демократии", "правового государства" (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.) главную задачу современного государства видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Таким образом, взгляды на социальное назначение государства определяется теми общественными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства. Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы:

n истинность определенной теории;

n ее универсальность;

n способность предвидеть историческую перспективу; возможные изменения общественной жизни;

n ее реализация в практике государственного строительства.

Изменения, произошедшие в современном государстве:

1) государство все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь решений, поддерживаемых большинством населения;

2) в деятельности государства на первый план выступают такие важные общедемократические институты, как:

· разделение властей;

· верховенство закона;

· гласность;

· политический плюрализм;

· высокая роль суда.

Изменяется роль государства в международных отношениях (уступки, компромиссы, соглашения). Все это дает основание охарактеризовать современное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Тема 3

ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

3. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы к типологизации государства.

4. Формы государства

3. Форма государственного правления;

4. Форма государственного устройства;

5. Форма государственного режима.

1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы к типологизации государства

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества.

При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Изменяются содержание и методы управления, цели и социальная направленность.

Факторы, влияющие на характер государственности и государственное устройство:

1) состав населения;

2) своеобразие культуры;

3) размер территории;

4) географическое положение;

5) обычаи и традиции народа;

6) религиозные воззрения и др. факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организованного общества у различных народов в различное историческое время позволяют выявить общие черты, характерные для всех государств данного периода.

Первые попытки такого обобщения были предприняты в античную эпоху (Геродот, Аристотель, Полибий и др.).

Например, Аристотель считал, что основными критериями разграничения государства являются:

1) количество властвующих в государстве;

2) осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал:

· правление одного,

· правление немногих,

· правление большинства.

По второму признаку все государства делились на:

n правильные (в них достигается общее благо);

n неправильные (в них преследуются частные цели).

Главное различие государств Аристотель видел в том, какое место занимает в них человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов – естественный процесс, определяемый природой.

Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы:

n зарождения;

n становления;

n расцвета;

n упадка;

n исчезновения.

Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь.

Развитие государства, его обновление и изменение – это замкнутый круг, считает Полибий.

История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.

Многие государства проходили фазы зарождения, становления, расцвета и упадка, но затем зарождались в виде новой, более совершенной государственности.

Другие же выпадали из замкнутого круга развития, и становились достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Спарта, Рим и др.)

Полибий за основу смены циклов в развитии государства принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

I. Марксистско-ленинская типология государства базируется на категории общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понимания истории.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества. А производственные отношения складываются на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества.

Базису соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит путем смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Маркс и Энгельс сделали вывод о решающей роли материальных производственных отношений (базиса) в развитии исторического процесса.

Понятие исторического типа связывается с установлением зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, господствующих в классовом обществе на определенном этапе его развития.

Исторический тип государства выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, которая обусловлена государством данного типа собственности.

Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, в экономическом господстве определенного класса, в общности основных черт классовой структуры общества.

Тип государства определяется на основе того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого класса оно служит.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет 4 основных типа эксплуататорского государства:

1) рабовладельческое;

2) феодальное;

3) буржуазное.

4) социалистическое государство, которое должно перерасти в коммунистическое самоуправление народа.

1. Рабовладельческий тип государства.

Это исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации.

Важнейшая функция государства – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

2. Феодальный тип государства.

Это результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство – орудие классового господства феодалов.

3. Буржуазный тип государства.

Он возникает на базе производственных отношений, основанных на буржуазной частной собственности на средства производства юридической независимости рабочих от работодателей.

Это последний тип эксплуататорского государства. Общественные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся, возглавляемых коммунистической партией, возникновение социалистического типа государства, а затем и полное отмирание государственности как таковой.

4. Социалистический тип государства.

Он возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на них государственную машину.

Новое государство создает такую систему общественных отношений, которая базируется на общественной собственности на средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов.

По мере перехода социалистического общества к высшей фазе - коммунизму - государство постепенно перерастает в систему общественного коммунистического самоуправления.

Марксистская концепция:

Общие признаки эксплуататорских типов государств:

1) государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком;

2) представляют собой организацию политической власти эксплуататоров, подавляющую большинство населения;

3) стоят над обществом и все больше и больше отчуждают себя от него;

4) по мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально-экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все более незначительной части людей.

Общие признаки социалистического типа государств:

1) базируются на общественной собственности на средства производства на отношениях товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей;

2) это политическая организация государства населения, а по мере преодоления классовых антаганизмов - и всего народа.

Тип государства – это совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно-экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы.

Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств.

Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типологизации является понятие цивилизации. Существует несколько подходов к типологии государств по этому основанию.

II. Цивилизационный подход к типологизации государств. Г.Еллинек делил все государства на 2 типа:

1) идеальное. Это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует.

2) эмпирическое. Оно получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом.

В пределах эмпирического типа Еллинек выделяет главные исторические типы государства:

- древневосточное - греческое - римское - средневековое - современное }   в зависимости от характера государственного союза и положения индивида в нем.

А.Тойнби:

Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. факторов.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход к истории общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Формационное объяснение структуры, функций и развития общества является одномерным (однолинейным). Поэтому оно не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенные и глубинные элементы общества и его государственную организацию.

Ограниченность формационного подхода проявляется в следующем:

1) при анализе экономического базиса упускается из виду такой факт, как многоукладность, которая сопровождает всю историю общества;

2) при формационном рассмотрении структуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, т.е. в основном учитываются только классы антагонистические. Остальные социальные слои находятся за пределами исследования: они не вписываются в традиционную модель классового противостояния. Тем самым обедняется социальная картина общества, в т.ч. государственно-правовой жизни;

3) формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов. Остальное остается вне поля зрения.

Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную со всем многообразием общественных связей.

В центре изучения прошлого и настоящего общества стоит человек как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово объединенный индивид.

Цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.

Государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Г.Кельзен считал, что в основе типологизации современного государства лежит идея политической свободы.

В зависимости от места, которое занимает индивид в создании правопорядка, он выделял 2 типа государств:

1) демократическое (если индивид активно участвует в создании правопорядка);

2) автократическое (если индивид не участвует в создании правопорядка).

Р. Макайвер (США).

Он делит государства на 2 типа:

1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли населения;

2) демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или его членов и народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.

Р. Дарендорф (ФРГ).

Он выделяет 2 типа государств:

1) демократические;

2) антидемократические.

Его вывод: в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и есть правительство, но создана общая для всех основа, и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.

Вывод:Цивилизационный подход является наиболее универсальным научным критерием типологии государств, позволяет учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.

Форма государства

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его органов устройства, методов осуществления государственной власти.

Нет четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации деятельности государства власти. С другой стороны, государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

Таким образом, категория формы государства зависит от его содержания и определяется сущностью.

Факторы, влияющие на форму государства:

1) культурный уровень народа;

2) его исторические традиции;

3) характер религиозных воззрений;

4) национальные особенности;

5) природные условия проживания и др.

Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными органами (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и др. организациями).

Форма государства представляет собой организацию государственной власти в стране и включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1) форма государственного правления;

2) форма государственного устройства;

3) форма государственного режима.

Наши рекомендации