Задачи истории техники:
а) поиск, систематизация, анализ и обобщение историко-научных и историко-технических фактов;
б) расширение источниковой базы для исследований;
в) выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития;
г) анализ роли и значения науки и техники в культурно-историческом развитии;
д) совершенствование методологического обеспечения исследовательской практики (уточнение понятийного аппарата, углубление анализа текстов и вещных источников, создание и критика концептуальных моделей описание и объяснение историко-научного и историко-технического знания, расширение практики использования экспериментальной проверки и математического описания исторического знания);
е) исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах;
ж) рассмотрение вопросов приоритета различных новшеств.
История техники как наука собирает информацию о событиях и творцах истории науки и техники, изучает материальные памятники истории науки и техники; процессы получения, обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях; исследует структуру и содержание научно-технического знания.
Следует различать понятие факт и источник
Факт – это действительное, невымышленное событие, явление, твердо установленное знание, данные опыта, служащие для какого-либо заключения, вывода, проверки предложения.
Исторический источник – это документ, представленный на различных носителях информации, или вещественный предмет, посредством которого осуществляется процесс изучения истории человеческого общества.
Памятник истории науки и техники –это объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества.
Памятники классифицируются:
Ø вещественные памятники;
Ø письменные памятники;
Ø изобразительные памятники;
Ø фонопамятники;
Ø памятные места.
Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта ее исследований, предопределяют большой выбор применяемых методов. Главное требование к исследованиям – научность (объективность).
Методология представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Историк науки и техники в своей работе опирается на общие методологические принципы, среди которых выделяются всеобщие, общенаучные и частнонаучные. Общенаучные как правило применяются на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Его функциональными частями являются: накопление информации, проведение разносторонних экспериментов, первичная систематизация, установление эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного познания характеризуется работой по обобщению и раскрытию связей, закономерностей, законов, присущих изучаемым явлениям, объектам. Составными частями этого процесса являются выдвижение гипотез, построение теорий развития, вскрытие закономерностей и законов развития.
К общенаучным методам эмпирического познания относятся научное наблюдение и эксперимент. Где под научным наблюдением понимается чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, характеризующихся целенаправленностью и активностью. Эксперимент – целенаправленное контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и анализа свойств и связей объекта. В ходе проведения эксперимента его неотъемлемой частью являются измерения – процесс определения количественных и качественных значений тех или иных свойств изучаемого объекта, явления с помощью специальных устройств, приборов.
Существует ряд общенаучных методов, применяемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это методы анализа, синтеза, аналогии и моделирования.
Под анализом понимается мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения.
Синтез – мысленное или реальное соединение отдельных составных частей и изучение их на уровне объекта.
Они совместно используются на различных этапах исследования.
Аналогия как метод строится на переносе с одного объекта на другой свойств, явлений, в основе которых лежит подобие, сходства признаков или отношений у различных в целом объектов.
Моделирование можно рассматривать как метод изучения реального объекта по его модели, имеющей однозначное соответствие свойств оригиналу. Логичным является стремление научного познания к системному подходу, к системной методологии.
В последнее время особое внимание уделяется системному подходу. Это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход реализуется посредством сравнительного анализа (протекания процессов), логического (развития ситуации) и исторического (существования проблем).
Любое исследование начинается с поиска источников, отбора и критического анализа источников. Критический анализ источников проводится в целях выявления подлинности источника, достоверности информации, содержащейся в источнике, обоснования использования источника и содержащейся в нем информации в исследовании.
При проведении научной, исследовательской деятельности ученый сталкивается с этическими проблемами. Этика науки – дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Она включает две сферы: профессиональную и социальную ответственность ученого. Ученый должен руководствоваться рядом положений: универсализм, всеобщность, не заинтересованность и организованный скептицизм.
История (от греческого – расспрашиваю, исследую, рассказ о прошедшем) имеет множество значений: процесс развития чего-либо; комплекс исторических наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии; наука о развитии какой-либо области природы или знания; действительность в ее развитии и движении; прошлое, сохраняющееся в памяти человечества; рассказ, повествование.
Наука: сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, отдельная отрасль таких знаний, процесс их получения. То, что получает, дает опыт, урок.
Цели науки: описание процессов действительности, выявление существенных свойств и отношений действительности; систематизация процессов действительности, распределение описанного по классам, подклассам, разделам; объяснение процессов действительности и изложение сущности изучаемых явлений, процессов, объектов; предсказание процессов действительности, построение прогностических моделей процессов развития.
Техника (от греческого – искусная, искусство, мастерство, профессия, уловка, способ) – это совокупность средств человеческой деятельности, созданные для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства; совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства (строительная техника, музыкальная).
В технике материализованы знания и производственный опыт, накопленный человечеством в процессе развития общественного производства. Структура техники определяется его отраслевой принадлежностью.
История науки и техники – это самостоятельная, институционно оформленная отрасль исторической науки, дисциплинарное оформление которой происходит в настоящее время. Она характеризуется следующими положениями: носит междисциплинарный характер, является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической. Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научных направлений, не являющихся прямой суммой знаний. Динамично изменяющееся наука, п эксперимент постоянно пополняющаяся новыми знаниями, концепциями и фактами. Она является своеобразным специфическим единым языком междисциплинарного взаимодействия и общения специалистов разных отраслей знания.
Историки науки и техники изучают исторические процессы научного познания и технического творчества.
История науки и техники имеет свою структуру и инфраструктуру, как совокупность основных организационно оформленных структурных единиц.
Поскольку предметом рассмотрения курса является мировое развитие науки и техники, то оправданным можно считать использование общей исторической периодизации
История науки и техники изучает не только и не столько идеи, а материальное производство. Обычно выделяются четыре главные сферы материального производства: добывающую промышленность, земледелие, обрабатывающая промышленность и транспорт.
Совокупность различных отраслей техники на определенном этапе исторического развития принято называть укладом техники. Технический уклад конкретного исторического периода определяется и ограничивается прежде всего той ступенью технического развития, к которой он относится. Технический уклад конкретного исторического периода определяется и ограничивается прежде всего той ступенью технического развития, к которой он относится. Эти ступени соответствуют трем основным ступеням производства – ремесленной, мануфактурной и машинной.
История техники есть наука, показывающая развитие средств труда в системе общественного производства как в связи с формами и приемами труда, так и особенно в связи с объектом (предметом) труда. С точки зрения естественных наук история техники показывает, как человек все больше и глубже овладевает законами природы, обеспечивая более глубокое и разностороннее использование и применение вещества и энергии природы. С точки зрения социальной история техники вскрывает общественные движущие силы, общественные условия развития техники и показывает роль отдельных творцов техники.
Это определение истории техники.
Исходит из изложенного выше понимания техники (больше того, задачей истории техники является раскрыть это понимание на бесчисленном количестве фактических данных, рассматриваемых при изложении истории техники).
Берет за основу средства труда в широком смысле слова и в первую очередь «костно-мускульную систему производства» и показывает развитие техники в тесной связи с формами и приемами труда, что имело значение на более ранних этапах развития техники, и с предметом труда, что имеет особое значение сейчас, когда связь средств труда и предметов труда (технология) приобретает особо важное значение.
Постоянно рассматривает развитие средств труда с точки зрения естественных наук, вне которых нельзя понять существо техники и характер ее развития.
Вскрывает прогрессивный характер техники, в конечном счете сводящейся к освоению и практическому использованию законов природы и все более глубокому и разностороннему использованию вещества и энергии природы.
Рассматривает развитие техники в свете общественных законов и тем самым обеспечивает подход к технике, вытекающий из ее специфического характера, из двух сторон техники — естественной и общественной.
Современное развитие человечества не может мыслиться вне категорий науки и техники. На протяжении мировой истории ремесло, а затем и техника мыслились как опосредующее звено в цепи между человеческим замыслом и его реализацией. Безусловно, наука и техника призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.
Научные и технические достижения составляют элемент культурного слоя общества, являясь индикатором его развития. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья.
Не секрет, что одним из главных экономических показателей развитой страны являются расходы бюджета в период НТР (научно-технической революции) и на НИОКР (научно-исследовательские разработки). НТП (научно-технический прогресс) с 70-х годов прошлого века составляет потенциал сильного государства.
Человек с древности пытался покорить и подчинить себе природу, придумывая и изобретая различные технические приспособления. Начиная с 15 века, он осознал, что природу можно поставить себе на службу и получать от нее выгоду. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, наука начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Так наука и техника вышли на новый уровень развития.
В наше время технические новшества стали неотъемлемой частью жизни. Уровень прогресса может вполне адекватно измеряться количеством и качеством гаджетов (бытовых устройств в повседневной жизни, например, мобильных телефонов), девайсов (устройств специального назначения, например, видеокамер) и их инвайронмента (среды, окружающую их и которую они формируют). Человечество в последние два-три десятилетия вступило в постиндустриальную эру, в которой наука и техника получают новую смысловую нагрузку и аспекты связи их с повседневной жизнедеятельностью человека становятся неразрывными.
Технологический детерминизм (предопределенность развития общества наукой и техникой) в нынешнее время приобретает новое звучание, свободное от идеологических штампов прошлого ("холодной войны", например) и образует новую реальность, оформляя пространство и время.
Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики и ЭВМ. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.
Список литературы
Основная литература
1. Бегинин, В.И. История и методология науки: учебно-метод. пособие для аспирантов, магистров, и студ. всех спец. [Текст] – Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2012. – 56 с.