Теоцентризм средневековой философии V-XV вв
Безраздельное господство религии и идеализма в средние века называется теоцентризмом. Наблюдается сохранение традиций античной философии (стоицизма, неоплатонизма) за счет соединения их с христианским откровением.
Темы, поставленные в период патристики (Августин Блаженный), получают свое продолжение в схоластике (Фома Аквинский).
Основой мировоззрения выступает деление на мир здесь (град земной) и мир по ту сторону – «град Божий» (Августин). История человечества представляет борьбу двух царств и течение истории – это осуществление замысла Бога (провиденциализм).
Августин Блаженный направил средневековую философию по новому пути (в сравнении с античностью):
- он оформил философский геоцентризм;
- ограничил превозносимый греками разум, выдвинув на первый план волю;
- переориентировал философию на изучение глубин человеческой души, косвенно утвердив представление об уникальности и ценности любой личности;
- сформулировал проблему смысла и направленности человеческой истории, реализуемых через социальную борьбу;
- фактически создал «канон» философских размышлений в рамках и на основе христианской религии.
Одна из остро обсуждаемых проблем был спор о существовании общих понятий, или универсалий.По этому поводу было три решения:концептуализм(существование вне и внутри конкретной вещи), реализм(существование общего вне и до вещи), номинализм(существование вне и после вещи).
Фома Аквинский утверждал, что во всех созданных Богом вещах их сущность отличается от существования. Опираясь на эти понятия, Фома развивает доказательства существования Бога, которые он выводит не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину (космологическое доказательство бытия Бога). Поднимаясь по лестнице причин, как утверждает Фома, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога – верховной причины всех реальных явлений и процессов. Разрабатывая «доказательства бытия бога» вставал парадокс «всемогущества бога».
Средневековая концепция человека представляет собой аскетизм в этическом плане и дуализм из признания двойственной природы человека (божественной и земной).
Догматизм и авторитаризм средневековья исходят из незыблемости Священного писания, на основе которого провозглашается равенство всех перед Богом, необходимости воспитания людей в духе любви и терпимости.
3. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения XV – XVI вв.
Начиная с XV века, происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии.
Эпоха Возрождения (XV-XVI в.в.) (французский термин – Ренессанс) – выдающийся этап в истории мировой культуры. Это расцвет живописи, скульптуры, архитектуры, литературы в Италии, Франции, Англии, Германии, Испании, Голландии и других государствах Европы в XIV-XVI вв. В это время жили и творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Донателло, Дюрер, Боттичелли, Рембрандт, Шекспир и многие другие.
Геоцентрическая картина мира меняется на гелиоцентрическую, что разрушает иерархическую структуру мироздания, основанную на Библии.
Гуманистическая мысль этих авторов утвердила в сознании людей той эпохи много новых идей и ценностей:
- формирование личностного самосознания (человек ценен не соответствием, принятым в сословной иерархии, а своей уникальностью, способностью эти нормы превысить);
- становление деятельностного подхода в понимании ценности человека (ценность человеческой личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и успешностью деятельности);
- обоснование идеи достоинства личности, (которое заключается не в служении Богу, а, допустим, в свободе человека);
- появление индивидуалистических тенденций, явившихся прямым следствием возвышения человека, придания его земным делам самодостаточного характера.
Философию Возрождения отличает от Средневековья и новая онтология, т.е. учение о бытии. Философская и научная мысль совершает достаточно стремительный переход от теоцентризма и креационизма к идеям вечности и бесконечности Вселенной, не нуждающимся в гипотезе божественного творения мира. Природа – это Бог в вещах, а человек – это человекобог, призванный к универсальному творчеству.
Понимание бога (теизм) в средневековье трансформируется, благодаря новым идеям, в пантеизм,который представляют взгляды Н. Кузанского и Дж. Бруно.
Н. Кузанский в целом ориентируется на традиции неоплатонизма. Однако традиционное для античной философии противопоставление единого многому отвергает, постулируя «единое есть все». А также: «единому ничто не противоположно».
Отсюда Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это абсолютный максимум. Он неделим. Но неделимость – свойство также и абсолютного минимума. Значит, они совпадают. Таким образом, был открыт принцип совпадения противоположностей. Для наглядности философ обращается к математике: часть окружности при увеличении ее радиуса максимально приближается и, наконец, совпадает с ее касательной (прямой). У такого бесконечного круга диаметр становится равным окружности, и, кроме того, с окружностью совпадает и ее центр (бесконечный многоугольник). И, следовательно, точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) являют собой одно и то же.
В отличие от рассуждений Н. Кузанского, у которого природа как бы погружается в Бога, сохраняющего свою обособленность от мира, у Дж. Бруно Бог отождествляется с природой и немыслим вне материального мира. В этом состоит отличие натуралистического пантеизма Д. Бруно от мистического пантеизма Н. Кузанского.
В области социально-политической философии в эпоху Возрождения наиболее оригинален итальянский мыслитель Н. Макиавелли. Самая знаменитая книга Н. Макиавелли – «Государь». Оригинальность ее идей заключается в утверждении, что в политике целью является сама власть. И поэтому государство представляет собой автономную систему ценностей, независимую от морали, религии или философии.
Стоит отметить идеи утопического социализма: Т. Мор в романе «Утопия»иТ. Кампанелла в романе«Город Солнца»,пытаются предложить основания лучшего общественного устройства.