В современной философии в вопросе о происхождении сознания выделяются два главных фактора: биологический и социальный

Биологической основой сознания является свойство отражения материи. Отражение— это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Отражение качественно меняется с развитием материального мира.

На уровне неживой материи отражение проявляется в виде неизбирательной ответной механической реакции тела на внешние воздействия (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, изменение физических и химических свойств, структуры и т.д.).

В органической природе (живой клетке, растительном мире) отра­жение проявляется в виде раздражимости. Раздражимость (чувственность) связана с обменом веществ в живых организмах, ориентацией их в окружающей среде.

На уровне социально организованной материи создаются условия для высшего проявления и развития свойств отражения — сознания.У животных на основе развития нервной системы зарождаются формы психического отражения (ощущения и восприятия). Они послужили биологической основой развития человеческого сознания. Однако, сознание человека отличается от сознания высших животных: способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосред­ственной реальности понятийному мышлению); возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, — языка в устной и письмен­ной формах).

Возникновение сознания обусловлено и социальными причинами.Ими являются

§ труд (создавались новые предметы);

§ общение с помощью членораздельной речи (членораздельная речь – способ передачи информации, была необходима для координации усилий и распределения трудовых функций).

§ нравственность как новый регулятор поведения, наряду с биологически наследуемыми инстинктиами).

Итак, сознание – высшая, свойственная только человеку, форма отражения действительности.

Структура сознания

Помимо свойства отражения сознание человека имеет отличительные особенности: идеальность, интенциональность, идеаторность, активность.

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе независимо от материи.Возникающие образы, мысли, сознание сами не являются матери­ей, они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание мо­жет «вмещать» в себя все — песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

Интенциональность — направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом со­знания. Интенциональность сознания подразумевает наличие предмета со­знания (что «видит» сознание). Предметом сознания, в свою очередь, являются: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир.

Идеаторностьсознания — способность творить и воспроизводить идеи. Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способ­ности явилась выработка системы кодирования передачи и распрост­ранения содержания сознания — языка.

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств, воли), так и в форме внешнего его проявления (деятельности). Активная роль сознания проявляется в целесо­образной, преобразующей деятельности человека, обладает избиратель­ностью и прогнозируемостью отражения, способностью к фантазии, во­ображению.

Как и все в действительности, сознание характеризуется своей структурой. В нее входят различные элементы, характеризующие сознание с познавательной, эмоциональной и мотивационно-волевой стороны (соответственно этим сторонам выделяют три сферы сознания).

В познавательную сферу входят формы чувственного (ощущения, восприятия, представления) и рационально-логического познания (понятия, суждения, умозаключения), на основе которых и формируются идеальные образы объектов познания. К познавательной сфере традиционно относят также внимание, память, воображение и интуицию, которая укоренена в бессознательном слое психики человека. Результаты познания выражены в языке, обладающем свойствами как идеальности, так и материальности.

В эмоциональную сферу входят различные чувства человека: любви и ненависти, радости и горя, сострадания и равнодушия. К этой сфере относятся также эмоциональные состояния, настроение, обычно характеризуемое либо как веселое, либо как грустное, либо как подавленное, либо как радостное; аффекты (ужас, гнев, радость) и элементарные эмоции (сытость, голод, жажда). Эмоциональная сфера влияет на познание, на его ход и результаты.

В мотивационно-волевую сферу входят мотивы, потребности, интересы, воля человека. Значение их состоит в том, что они придают определенную направленность в познавательной сфере и связывают в единое целое все сферы сознания.

Наши рекомендации