Выбор темы и формулировка проблемы

Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – в широком смысле предмет повествования, описания, изображения, исследования; в просторечии (обыденном смысле) – то, о чем рассказывается (говорится), о чем написан текст.

Выбор темы осуществляется по ряду критериев, отражающих сложившуюся в данной дисциплине или области знаний ситуацию, а также личностные факторы исследовательской работы. Важнейшими из них является актуальность, понимаемая как важность, существенность, высокая значимость темы для настоящего времени, т.е. ее значимость в контексте ситуации, сложившейся на настоящее время в данной дисциплине, области исследований, науке в целом. Это предельно широкий, информационно емкий критерий. Все прочие критерии внеличностного характера можно рассматривать как его детализацию и конкретизацию. В этом плане выделяют прежде всего теоретическую и практическую актуальность.

Теоретическая актуальность темы – это ее значимость в исследовании фундаментальных, основополагающих проблем научной дисциплины или междисциплинарных проблем. Например, структуры вещества в неживой и живой природе, механизмов наследственности, нейрофизиологических основ мыслительных процессов, социальной и экономической структуры общества.

Практическая актуальность темы – это ее значимость для решения каких-либо конкретных вопросов в сфере производства, образования, воспитания, социальных и экономических процессов (борьба с преступностью, регулирование рождаемости, обеспечение занятости населения и др.).

Тема исследования может быть актуальной в методологическом плане, если она включает анализ важных для развития определенной области науки вопросов, отражающих динамику ее структурных элементов, прежде всего средств и методов познания, механизмов действия предпосылочного знания, форм фиксации полученных результатов и др.

Личностные качества и склонности к определенного рода научной работе должны учитываться настолько, насколько это возможно при нынешней коллективной системе выполнения научных исследований. Выделяют несколько типов исследователей: «генераторы идей», «экспериментаторы», «теоретики», «критики» и др. Важно выбрать тему, а в рамках коллективной исследовательской работы – ее аспект, соответствующие своему типу научного мышления и творческим способностям. Историческим образцом (возможно, не превзойденным до настоящего времени) в этом плане служит организация научной работы (распределение ролей) в копенгагенской школе физики, руководимой Н. Бором, где практически каждый исполнитель мог выбрать наиболее походящий для него участок работы.

Понятие «предмет» как эксплананс (определяющий, объясняющий элемент) дефиниции понятия «тема» терминологически связывает содержание темы, прежде всего, с одним из составных элементов научного исследовании, а именно, с его предметом. Соответственно при формулировке научной темы в ряде случаев достаточно назвать предмет исследования. Например, «Биокосное вещество», «Рифовые отложения», «Система кровообращения человека», «Современный агропромышленный комплекс», «Личность в истории» и т.д.

Однако наиболее часто тема формулируется в проблемном ключе, в частности, путем прямого использования термина «проблема(ы)». Например, «Проблемы развития психики», «Проблема эволюционного человека», «Проблема инвестиций», «Методологические проблемы исследования трансформационного общества».

Формулировка темы в проблемном варианте ориентирована на выбор главного направления (направлений) исследования, в русле которого концентрируется содержание исходного знания и определяются возможностями его приращения за счет установления новых эмпирических факторов, их причинного объяснения, теоретической систематизации (концептуального объяснения), предсказания новых свойств и состояний объекта и др. Например, в сфере экономических исследований всегда актуальна проблема инвестиций. Ее формулировка в рамках конкретного исследования чаще всего очерчивает определенный круг вопросов: определение факторов, положительно и негативно влияющих на динамику инвестиций, установление зависимостей между действием выявленных факторов, прогноз динамики инвестиций на будущее в определенном временном интервале при дефиците необходимой информации.

Характером проблемы во многом определяется тип научного исследования по его общей направленности: 1) на установление новых эмпирических факторов и увеличение их общей совокупности; 2) на их теоретическое объяснение; 3) на обобщение результатов, полученных в рамках первых двух типов исследований; 4) на разработку прогнозов; 5) на решение практических задач.

Наиболее частым является вариант формулировки проблемы, в которой ее содержание выражено указанием на доминирующий аспект исследования. Например, «Условия стабильности биоценозов», «Генезис сознания», «Факторы экономического роста в условиях политической стабильности», «Тенденции взаимодействия национальных культур» и т.д. В данном случае тема достаточно определенно коррелирует с целями и задачами исследования. В ряде экономических разработок такого рода корреляция выражена в явном виде путем использования в названии темы таких начальных слов, как «установить», «определить», «разработать» и т.п.

Наши рекомендации