Для чего нужно изучать философию? Философия:Учебник
Балашов Л. Е.
Философия:Учебник.. — М., 2003. — 502 с.
Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.
Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.
Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.
В конце книги даются задачи и упражнения по философии.
Книга снабжена именным и предметным указателями.
ISBNã Балашов Л. Е., 2003 г.
С о д е р ж а н и е
Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7
Раздел Первый. Что такое философия?........................ 9
Глава 1............................................................................................................ 9
1.1. Любовь к мудрости.............................................................................. 9
1.2. Предмет и «части» философии....................................................... 13
1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 16
1.4. Практическая философия................................................................ 23
Раздел второй. Краткий очерк истории философии 26
ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья................... 26
2.1. Зачем нужно знать историю философии?................................... 26
2.2. Протофилософия................................................................................ 27
2.3. Ранние греческие философы........................................................... 27
2.4. Сократ................................................................................................... 32
2.5. Платон................................................................................................... 33
2.6. Аристотель........................................................................................... 35
2.7. Киники................................................................................................... 37
2.8. Древняя философия после Аристотеля........................................ 37
2.9. Философия средневековья............................................................... 39
ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................ 41
3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)..................... 41
3.2. Ф. Бэкон................................................................................................ 43
3.3. Р. Декарт............................................................................................... 45
3.4. Б. Спиноза............................................................................................ 46
3.5. Т. Гоббс................................................................................................. 48
3.6. Д. Локк................................................................................................... 48
3.7. Г. Лейбниц............................................................................................ 50
3.8. Дж. Беркли и Д. Юм........................................................................... 50
3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................. 52
3.10. Французские философы-материалисты XVIII в..................... 53
3.11. И. Кант................................................................................................ 53
ГЛАВА 4. Философия в XIX веке.......................................................... 57
4.1. Гегель.................................................................................................... 57
4.2. Послегегелевская философия......................................................... 60
4.3. О. Конт.................................................................................................. 61
4.4. Л. Фейербах......................................................................................... 62
4.5. Марксистская философия................................................................ 63
4.6. А. Шопенгауэр.................................................................................... 71
4.7. С.Кьеркегор......................................................................................... 72
4.8. Ф. Ницше.............................................................................................. 73
ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков................................. 78
5.1. Общая характеристика русской философии.............................. 78
5.2. Западники и славянофилы.............................................................. 80
5.3. П. Я. Чаадаев....................................................................................... 81
5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен...................................................... 82
5.5. В. С. Соловьев..................................................................................... 83
5.6. Н. А. Бердяев....................................................................................... 83
5.7. Русский космизм................................................................................. 84
5.8. В. И. Ленин........................................................................................... 85
ГЛАВА 6. Философия ХХ века............................................................... 85
6.1. З. Фрейд................................................................................................ 85
6.2. Феноменология................................................................................... 87
6.3. Экзистенциализм................................................................................ 87
6.4. Прагматизм.......................................................................................... 88
6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия............. 88
6.6. К. Поппер.............................................................................................. 89
6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.................. 90
6.8. Постмодернизм................................................................................... 91
6.9. Современная философская мысль................................................. 92
Раздел третий. Философская картина мира.......... 93
ГЛАВА 7. Философское понимание мира.......................................... 93
7.1. Картины мира..................................................................................... 93
7.2. Бытие, существование...................................................................... 97
7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)............... 102
7.4. Источники построения категориальной картины мира....... 102
7.5. Категориальная структура мира................................................ 104
7.6. О категориальном детерминизме................................................ 105
7.7. Категориальная картина мира.................................................... 107
7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями........ 111
7.9. Материя и движение....................................................................... 114
ГЛАВА 8. Материя................................................................................. 117
8.1. Структура материи......................................................................... 117
8.2. Качество............................................................................................. 122
8.3. Количество........................................................................................ 125
8.4. Мера.................................................................................................... 130
8.5. Виды материи................................................................................... 133
8.6. Тело..................................................................................................... 135
8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент.......... 136
8.8. Виды тела.......................................................................................... 142
8.9. Группа (групповая материя)........................................................ 143
8.10. Мезоматерия................................................................................... 146
8.11. Органические виды материи: организм, сообщество......... 147
ГЛАВА 9. Движение............................................................................... 150
9.1. Общая характеристика движения............................................... 150
9.2. Пространство.................................................................................... 155
9.3. Время................................................................................................... 157
9.4. Виды движения................................................................................. 160
9.5. Развитие.............................................................................................. 167
ГЛАВА 10. Противоречие..................................................................... 172
10.1. Общая характеристика противоречия.................................... 172
10.2. Структура противоречия............................................................ 175
10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 182
10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей).................................................................... 188
10.5. Сложные (органические) противоречия................................. 193
10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.......... 194
10.7. Золотая середина.......................................................................... 196
10.8. Противоречия в мышлении......................................................... 197
ГЛАВА 11. Становление....................................................................... 200
11.1. Общая характеристика становления....................................... 200
11.2. Становление и развитие.............................................................. 203
11.3. Возможность................................................................................... 207
11.4. Действительность.......................................................................... 212
11.5. Закон и явление.............................................................................. 214
11.6. Причина — действие — следствие........................................... 217
11.7. Вещь — свойство — отношение............................................... 224
11.8. Сущность......................................................................................... 228
11.9. Форма и содержание.................................................................... 232
11.10. Старое и новое............................................................................. 233
11.11. Эволюция и революция............................................................. 236
Раздел четвертый. Философия человека............. 241
ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология).... 241
12.1. Что такое человек?........................................................................ 241
12.2. Человек-общество-природа........................................................ 242
12.3. Сущность человека....................................................................... 243
12.4. Происхождение человека........................................................... 245
12.5. Организация человека................................................................. 247
12.6. Типология человека...................................................................... 248
ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие............................................. 251
13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни....................................................... 252
13.2. Смерть и бессмертие.................................................................... 257
13.3. Живая связь смертности и бессмертия.................................... 262
13.4. Как мы “делаем” бессмертие?................................................... 265
13.5. Потенциальное бессмертие........................................................ 270
13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).. 275
13.7. Активное долголетие.................................................................... 277
13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 284
13.9. Человеческое счастье................................................................... 287
13.10. Любовь........................................................................................... 292
13.11. Человеческий смысл творчества............................................ 301
ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................ 303
14.1. Гуманизм — философия человечности................................... 303
14.2. Либерализм..................................................................................... 307
14.3. Cвобода............................................................................................ 312
ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)......... 326
15.1. Общество — взаимодействие людей....................................... 326
15.2. Структура общества.................................................................... 327
15.3. Государство.................................................................................... 329
15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 334
15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм..................................... 334
15.6. Отношения между людьми. Справедливость........................ 336
15.7. Коллективизм и/или индивидуализм....................................... 337
15.8. Критика идей социализма и коммунизма............................... 340
15.9. Мораль, право, политика............................................................ 347
15.10. Золотое правило поведения..................................................... 348
15.11. Добро и зло................................................................................... 355
15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............ 365
15.13. О культуре поведения................................................................ 369
15.14. Культура....................................................................................... 372
15.15. Наука.............................................................................................. 376
15.16. Искусство...................................................................................... 376
15.17. Религия........................................................................................... 378
15.18. Цивилизация................................................................................. 387
15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 388
ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология................................................................................... 405
ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект...................................... 405
16.1. Деятельность.................................................................................. 406
16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность. 410
16.3. Цель, средство, результат........................................................... 411
16.4. Субъект и объект........................................................................... 415
16.5. Виды человеческой деятельности............................................ 419
16.6. Труд, отдых, игра, творчество................................................... 422
16.7. Психика............................................................................................ 423
16.8. Сознание.......................................................................................... 428
16.9. Язык................................................................................................... 429
16.10. Опыт................................................................................................ 430
ГЛАВА 17. Мышление........................................................................... 430
17.1. Как мы думаем?............................................................................. 431
17.2. Способности мышления.............................................................. 432
17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)............................ 441
17.4. Рассудок (дедуктивная логика)................................................. 442
17.5. Вероятностное мышление.......................................................... 445
17.6. Ум (интуиция)................................................................................. 447
17.7. Разум (диалектическое мышление).......................................... 449
ГЛАВА 18. Творчество.......................................................................... 460
18.1. Жизнедеятельность....................................................................... 460
18.2. Сущность творчества................................................................... 460
18.3. Познание.......................................................................................... 463
18.4. Индивидуальное и коллективное познание........................... 468
18.5. Формы индивидуального познания......................................... 469
18.6. Наука (коллективное познание)................................................ 470
18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 474
18.8. Практика.......................................................................................... 475
18.9. Игровая деятельность.................................................................. 480
18.10. Искусство (художественная деятельность)......................... 481
18.11. Спорт.............................................................................................. 482
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ....................... 484
Литература............................................................................................... 496
Книги автора............................................................................................ 497
Указатель имен........................................................................................ 499
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.