Поздняя античность и патристика
Подсчет баллов
Проверка всех тестов может оказаться достаточно быстрой и вполне результативной и без применения компьютера. Особенно тех, которые предполагают выбор одного правильного ответа из четырех возможных. Хотя все предлагаемые тесты, безусловно, годятся для компьютерного тестирования.
Использование тестовых заданий, в которых предусмотрены одновременно три правильных ответа из пяти, может показаться усложненным. Но здесь предпринята попытка реально избежать случайного попадания студентом на правильный ответ, как это возможно в обычных тестах с одним правильным ответом из четырех возможных.
И в этом случае, скорее всего, предполагается компьютерная обработка результатов и общего подсчета баллов. Однако позволю себе обратить внимание на то, что в небольших студенческих группах и при индивидуальной работе такое тестирование может и даже должно быть некомпьютерным с последующим подробным обсуждением результатов.
Итак, предлагается такая форма тестов и обработка их результатов.
Пример.Общество изучается такими науками, как:
а) онтология;
б) социология;
в) философия истории;
г) социальная философия;
д) эстетика.
Правильными ответами являются: б), в), и г).
При обычной системе подсчета максимальное количество набранных баллов у студента должно быть «3», за каждый правильный ответ из трех возможных. Но в таком случае, хотя и снижена вероятность случайного угадывания сразу трех правильных ответов, остаются без внимания заведомо неправильные ответы, которые в данном случае демонстрируют не только незнание студентом предмета, скажем социологии, но также и незнание им предмета онтологии или эстетики. Желательно, таким образом, учитывать как правильные, так и неправильные ответы, которые в сумме дадут не 3, а 5 баллов. Для этого мы заранее составляем матрицу абсолютно правильного ответа:
а) «-»
б)
в)
д) «-»
Таким образом, чтобы набрать максимально возможные пять баллов, студент должен все правильные ответы отметить как правильные («+»), а все неправильные — как «-».
Скажем, если студент в варианте б) неправильно поставил «-», а в д) поставил «+», то его общий итог будет таков:
Правильный набор ответ студента результат
а) - - «+»или «+1»
б) + - «-»или «О»
в) + + «+»или«+1»
г) + + «+»или«+1»
д) - + «-»или «О»
Общий итог — 3 балла.
Возможно ли получение «4» (четверки)? Да, если студент, неуверенный в одном из трех правильных ответов, проставит его как «-», будучи уверенным в том, что он неправильные варианты отмечает как неправильные (или хотя бы один из них). Иначе говоря, уверенно проставляя варианты б) и в) как правильные, но, сомневаясь в г), он отмечает все остальные как «минусы» и зарабатывает четыре балла. Здесь на него работает основное правило: «минус» на «минус» дает «плюс», и он фактически не допустит заведомую глупость. Более того, пусть лучше студент вообще не отметит те варианты, в кото рых не уверен. Но ответив правильно не на все пять вопросов, а только на четыре, он сможет получить более высокий зачетный балл.
Представляется, что такая система опроса позволяет более объективно оценить реальные знания и незнания студента, превращая механическое проставление «крестиков» в творческий или осмысленный процесс по усвоению курса.
Итак, если вы даете тестовое задание, на каждый вопрос которого предполагается три правильных ответа из пяти возможных (и это сразу оговаривается), все задание оценивается по пятибалльной системе на основании арифметического правила: («+» на «+») или («-» на «-») дают «+» или 1 балл, а («+» на «-») или («-» на «+») дают «-», или «О».
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Древний Восток
1.1.1. Основателем даосизма в Китае был:
а) Мо Цзы;
б) Лао Цзы;
в) Конфуций;
г) Чжуан Цзы.
1.1.2. Недеяние в даосизме — это:
а) полная бездеятельность;
б) необходимое вмешательство в происходящее;
в) планирование своих действий;
г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.
1.1.3. Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется:
а) цзин (психофизическая энергия);
б) ци (материально-духовная);
в) инь/ян (сексуальная);
г) шэнь (духовная).
1.1.4. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:
а) мозг;
б) лицо;
в) сердце;
г) желудок.
1.1.5. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как:
а) поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци);
б) вегетарианство;
в) совершенствование тела и души;
г) соблюдение общественного порядка.
1.1.6. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
а) слушаться старших по возрасту и званию;
б) сдерживать себя, избегать крайностей;
в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;
г) быть гуманным.
1.1.7. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
а) отца и сына;
б) матери и детей;
в) друзей;
г) сотрудников.
1.1.8. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:
а) человек от природы добр;
б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны;
в) основной стимул в соблюдении законов — страх перед наказанием;
г) закон — один для всех.
1.1.9. Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к:
а) ДаоДэЦзин;
б) Самаведе;
в) Ригведе;
г) упанишадам.
1.1.10. Карма в древнеиндийской философии — это:
а) закон вечного круговорота бытия;
б) понятие долга и предназначения;
в) закон воздаяния;
г) выход за пределы круга перевоплощений.
1.1.11. Дхарма в древнеиндийской философии - это:
а) понятие долга и предназначения;
б) закон вечного круговорота бытия;
в) абсолютное духовное освобождение;
г) вид религиозно-духовной практики.
1.1.12. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении— это:
а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;
б) просвещенный;
в) мудрый;
г) просветленный.
1.1.13. Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:
а) ньяя;
б) локаята даршана;
в) миманса;
г) йога.
1.1.14. Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживание остальных:
а) истинное знание;
б) истинное отношение;
в) истинное состояние духа;
г) истинное постоянство.
1.1.15. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в cвою философию:
а) надежду;
б) любовь;
в) желание;
г) страдание.
1.1.16. Два вечных начала сущего — пракрити и пуруша рассматриваются в классической системе индийской философии:
а) ньяя;
б) санкхья;
в) веданта;
г) миманса.
1.1.17. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:
а) карма;
б) нирвана;
в) дао;
г) сансара.
1.1.18. Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование», — это:
а) веданта;
б) миманса;
в) ньяя;
г) вайшешика.
1.1.19. Письменный источник философии буддизма:
а) Махабхарата;
б) упанишады;
в) трипитака;
г) Ригведа.
Античность
1.2.1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
а) вода;
б) огонь;
в) земля;
г) дерево.
1.2.2. Сократ в молодости обучался в школе:
а) софистов;
б) пифагорейцев;
в) милетцев;
г) элеатов.
1.2.3. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее — это большинство»:
а) Пиррон;
б) Диоген;
в) Сократ;
г) Клеанф.
1.2.4. По Платону, прекрасное— это:
а) совершенство линий и форм;
б) нравственное величие души;
в) разумное построение произведения искусства;
г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
1.2.5. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
а) Пиррон;
б) Сократ;
в) Диоген;
г) Хрисипп.
1.2.6. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:
а) динамическое;
б) статическое;
в) разумное;
г) совершенное.
1.2.7. Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:
а) удовольствие;
б) вожделение;
в) страх;
г) печаль.
1.2.8. Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и —
а) духовное восхождение к Единому;
б) нравственное совершенствование;
в) напряжение пневмы;
г) укрощение страстей.
1.2.9. Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал?
а) неоплатоников;
б) стоиков;
в) киников;
г) скептиков.
1.2.10. Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как:
а) удовольствие;
б) вожделение;
в) страх;
г) печаль.
1.2.11. Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали:
а) скептики;
б) эпикурейцы;
в) киники;
г) стоики.
1.2.12. Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес людям искусства, породившие сложность и искусственность жизни:
а) Эпикур;
б) Диоген Синопский;
в) Пиррон;
г) Зенон.
1.2.13. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:
а) Клеанф;
б) Пиррон;
в) Аристотель;
г) Платон.
1.2.14. Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика и логика, соответственно:
а) скорлупа, желток, белок;
б) желток, скорлупа, белок;
в) белок, желток, скорлупа;
г) желток, белок, скорлупа.
1.2.15. Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда —
а) логика, физика, этика;
б) физика, логика, этика;
в) этика, логика, физика;
г) этика, физика, логика.
1.2.16. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:
а) первоматерии;
б) эйдосов;
в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.
1.2.17. Основополагающей категорией Аристотель считал:
а) сущность;
б) обладание;
в) положение;
г) время.
1.2.18. Скептик говорит по поводу познания вещи:
а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»;
б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»;
в) «Я не знаю какова она, но я надеюсь это узнать»;
г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно».
1.2.19. Если киник проголодался, то он:
а) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;
б) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности, не хочет;
в) станет есть ту еду, что попадется на глаза;
г) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.
1.2.20. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
г) другие не знают и этого.
1.2.21. Плотин мечтал построить новый город и назвать его:
а) Александрией;
б) Петрополем;
в) Платонополисом;
г) Согдеей.
1.2.22. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к:
а) медицине;
б) астрономии;
в) математике;
г) астрологии.
1.2.23. В. С. Соловьев писал, что в платонизме это «соединяет в себе идеальную природу с чувственною»:
а) эйдос;
б) хора
в) эрос;
г) философия.
1.2.24. По Аристотелю, человек— это:
а) двуногое без перьев;
б) нравственное существо;
в) душа в темнице тела;
г) политическое животное.
1.2.25. Майевтика— это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
г) общение с собеседником с целью обретения им истины.
1.2.26. Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с:
а) «животным» эросом;
б) семейно-брачным союзом;
в) аскетизмом;
г) идеалом богочеловека.
1.2.27. Перипатетическая школа зародилась в:
а) гимназии;
б) лицее;
в) академии;
г) университете.
1.2.28. Основателем этики в западноевропейской философии считается:
а) Фалес;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
1.2.29. Миф об андрогине был впервые поведан:
а) Гераклитом;
б) Сократом;
в) Платоном;
г) Аристотелем.
1.2.30. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
а) Хрисипп;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
1.2.31. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — говорил:
а) Фалес;
б) Анаксимандр;
в) Гераклит;
г) Левкипп.
1.2.32. Платон во время путешествий по Востоку обучался в школах:
а) софистов;
б) пифагорейцев;
в) милетцев;
г) элеатов.
1.2.33. Анаксимандр был учеником:
а) Сократа;
б) Аристотеля;
в) Фалеса;
г) Анаксимена.
1.2.34. Среди категорий Аристотеля нет такой, как:
а) обладание;
б) форма;
в) положение;
г) страдание.
1.2.35. Наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура:
а) гносеология;
б) этика;
в) онтология;
г) физика.
1.2.36. «Единое» у Плотина—это:
а) природа;
б) Бог-личность;
в) инобытие (ничто);
г) бытие.
1.2.37. «Гегемоникон»— так называли центральную часть души:
а) эпикурейцы;
б) киники;
в) скептики;
г) стоики.
1.2.38. Этот философ считал, что благоразумие дороже самой философии:
а) Клеанф;
б) Эпикур;
в) Диоген;
г) Пиррон.
1. 2. 39. О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили:
а) Сократ и Платон;
б) Платон и Аристотель;
в) Платон и Плотин;
г) Плотин и Порфирий.
1.2.40. Эпикур говорил: «Нет никакой необходимости жить с...»—
а) горечью;
б) необходимостью;
в) радостью;
г) случайностью.
1.2.41. Утонченные философские теории, науки и книги совершенно не нужны, считали:
а) стоики;
б) киники;
в) скептики;
г) эпикурейцы.
1.2.42. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом как причиной всех причин, считал:
а) Аристотель;
б) Пиррон;
в) Зенон;
г) Диоген Синопский.
1.2.43. Душа не вечна, она умирает вместе с телом, лишь в редких случаях переживая его, считали:
а) киники;
б) скептики;
в) стоики;
г) эпикурейцы.
1.2.44. По Эпикуру, состояние насыщения после еды — это удовольствие:
а) динамическое;
б) разумное;
в) статическое;
г) совершенное.
1.2.45. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:
а) порядок;
б) Бог;
в) разум;
г) число.
1.2.46. В своем учении о восприятии Эмпедокл развивал мысль о том, что исходящие из вещей излияния проникают в отверстия органов чувств по принципу:
а) противоположности сходятся;
б) подобное познается подобным;
в) все познается в сравнении;
г) одно дополняет другое.
1.2.47. У стоиков «пневма» как основа человеческой души и часть души космической, а также основа разума представляет собой смесь основных природных стихий:
а) воды и воздуха;
б) воды и огня;
в) огня и воздуха;
г) земли и огня.
Поздняя античность и патристика
1.3.1. Один из столпов александрийской школы, этот философ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пяти книжию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские предания и греческая стоическая философия:
а) Филон;
б) апостол Павел;
в) Валентин;
г) Маркион.
1.3.2. В их картине мира постоянно взаимодействуют два взаимоисключающих начала, восходящих к миру высшего духовного зона (Христа) и греховного зона (демиурга). Это:
а) ессеи;
б) манихеи;
в) гностики;
г) богомилы.
1.3.3. Согласно Василиду, «сначала от нерожденного отца родился Нус, а от него Логос-Суждение, а от Суждения— ...»:
а) Мудрость и Сила;
б) Сила и эманации;
в) ангелы и первое небо;
г) первое и все другие небеса.
1.3.4. Для гностика Василида «духовные избранники» противопоставляются язычникам, т.е.:
а) «психики» — «пневматикам»;
б) «плотские» — «психикам»;
в) «соматики» — «пневматикам»;
г) «пневматики» — «соматикам».
1.3.5. Официальная христианская церковь к концу II в. по отношению к гностикам заняла следующую позицию:
а) сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию;
б) вела ожесточенную борьбу;
в) постепенно восприняла их символику;
г) включила гностические обряды в церковный культ.
1.3.6. Материя— это тьма, обязанная своим существованием полному угасанию света божественного первоединства, — считали:
а) Плотин, неоплатоник;
б) Мани, родоначальник манихейства;
в) Василид, гностик;
г) Цельс, апологет.
1.3.7. Плотин считал, что Единое— это источник бытия, всего сущего в мире. Это чистое и простое единство, исключающее множественность, а также:
а) мысль;
б) дух;
в) воля;
г) абсолют.
1.3.8. «Эманация» в неоплатонизме— это:
а) творение бытия Богом;
б) непрерывное излучение Единым из себя всего бытия;
в) световое излучение Единого, которое можно описать в терминах натурфилософии;
г) единовременное истечение Единого в природу.
1.3.9. Теоретической основой попытки Юлиана Отступника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признается:
а) манихейство;
б) гностицизм;
в) неоплатонизм;
г) апологетика.
1.3.10. В эпоху упадка античной философской мысли основные ее мировоззренческие итоги были подведены в доктрине:
а) эпикуреизма;
б) стоицизма;
в) кинизма;
г) неоплатонизма.
1.3.11. Главным логиком в направлении неоплатонизма был:
а) Плотин;
б) Прокл;
в) Порфирий;
г) Платон.
1.3.12. Апологеты во II в. н. э.:
а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;
б) защищали, оправдывали христианское вероучение;
в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;
г) рассматривали противоположность духа и материи.
1.3.13. Квинт Тертуллиан провозгласил:
а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;
б) «Верую, потому что нелепо»;
в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;
г) «Ищите и обрящете».
1.3.14. «Стромата» (буквально — «цветные ковры») — это произведение, включающее в себя множество цитат из трудов греческих философов для реабилитации греческой философии в глазах христиан. Оно было собрано:
а) Юлианом Отступником;
б) Юстином Мучеником;
в) Филоном Александрийским;
г) Климентом Александрийским.
1.3.15. Стремясь объединить христианство с неоплатонизмом, он впервыепредпринял философско-аллегорическое истолкование Библии:
а) Климент Александрийский;
б) Аммоний Саккас;
в) Плотин;
г) Ориген.
1.3.16. Пресвитер Арий в начале IV в. в Александрии продолжал традиции:
а) Юстина Мученика;
б) Оригена;
в) Филона Александрийского;
г) Климента Александрийского.
1.3.17. Арий объявил Иисуса Христа:
а) единосущным богу-отцу;
б) подобносущим богу-отцу;
в) неединосущим богу отцу;
г) разносущим с богом-отцом.
1.3.18. Учение Ария, так называемое арианство, в результате жестокой борьбы в лоне церкви по вопросам основ христианской теологии:
а) легло в основу никейского символа веры;
б) было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью;
в) было частично принято церковью и естественно вошло в христианскую теологию под названием субординациализма;
г) было не принято церковью, но поддержано императором Константином.
1.3.19. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а) нет Бога выше Аллаха;
б) Бог есть Единое;
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех
ипостасях;
г) Бог есть Все и все есть Бог.
1.3.20. Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325—394):
а) попытался разработать систему правоверного богословия;
б) опроверг догмат Троицы;
в) обосновал положение о том, что разум выше веры;
г) доказал тождество сущности (усии) и ипостаси.
1.3.21. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:
а) Иероним Блаженный;
б) Амвросий Медиоланский;
в) Аврелий Августин;
г) Василий Кессарийский.
1.3.22. Согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита:
а) ангелы существуют на ступени серафимов и херувимов;
б) архангелы — на уровне господства и силы;
в) власть — на уровне херувимов и престолов;
г) начала — на уровне архангелов и ангелов.
1.3.23. В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия:
а) монахи находятся на уровне епископов;
б) оглашенные — на уровне священников и дьяконов;
в) члены христианской общины — на уровне разумных существ;
г) епископы — на уровне священников и дьяконов.
1.3.24. Манлий Северин Боэций (480—524) в своем завершающем произведении «Об утешении философией» продемонстрировал:
а) решающее на него влияние христианской идеологии;
б) влияние на него платоновского диалога «Тимей»;
в) влияние аристотелевой концепции познавательной способности человеческого ума;
г) влияние на него неоплатоника Порфирия.
1.3.25. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только:
а) прошлое;
б) будущее;
в) настоящее;
г) вечность.