Тема 6. Зарубежная философия Новейшего времени

1. Особенности зарубежной философии XX-го века.

2. Основные направления зарубежной философии XX-го века

XX век — особенный. Его называют веком социальных катастроф, бесчеловечным веком. Это время великих взлетов человечества и таких же падений, всплеска разумного и неразумного в деятельности человеческого рода. Неслучайно, что и в философии отчетливо выявились два направления, два полюса.

Первый полюс составила иррациональная философия, или «философия неразумности». Она стала как бы реакцией на негативные проявления человеческой деятельности. Предметом ее интереса явились прежде всего инстинкты человека, его интуиция, эмоционально-волевые процессы, т.е. иррациональное. По сути дела, она представляет собой философию критики «гордого» человеческого разума. Культ разума и активности человека, имевший до этого место в некоторых крупных течениях философии Нового времени (просветительство, немецкая классика, марксизм и др.) стал заменяться негативным отношением к нему, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, идея общественного прогресса — неверием в него.

Немецкий философ Ф.Ницше был одной из самых заметных фигур в этом философском течении. В своей «философии жизни» он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти. У человека это проявляется в стремлении к господству над более слабыми индивидами и социальными группами. Он руководствуется не столько разумными началами и нормами, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Ницше выдвигал также идею «сверхчеловека», который должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе. Общество надобно превратить в своеобразный питомник по выращиванию сильных людей. Схожие идеи высказывал также А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление».

Французский философ А.Бергсон считается основателем интуитивизма. Под интуицией он понимал некую мистическую способность творческих людей к получению истины путем внезапного «озарения», без необходимой цепи логических доказательств с участием разума. Жизнь представляет гобой бесконечный поток становления, и его невозможно постичь разумом и выразить в логических понятиях.

О.Шпенглер явился автором теории «локальных» культур. Он обосновывал идеи отсутствия прогресса в истории человечества и движения цивилизации и ее культуры к постепенной деградации и гибели. Это проявляется в насилии человеческого рода над природной средой, в войнах и иных конфликтах, в технизации общества.

Теорию З.Фрейда принято называть психоанализом. Фрейд считал, что основную роль в поведении человека играет его бессознательное, некие «темные» пласты психики в виде инстинктов, прежде всего — полового. Конфликт и даже вражда между индивидом и обществом неустранимы, поскольку общество всегда накладывает ограничения («табу») на естественные проявления бессознательного. В этом смыслу первобытный дикарь, по убеждению Фрейда, конечно же, свободнее, нежели современный человек. Общество и культура лишают человека свободы и счастья, развивают у него неврозы (болезненные состояния), вплоть до агрессии.

Философскому иррационализму свойственны крайне негативные оценки человека и общества. Он тяготеет к мистике и социальному критицизму. Эта философия пессимистически трактует сущность и природу человека, смысл его существования в мире.

Второй полюсв XX столетии составила рациональная философия, или «философия разумности». Она выразила определенные позитивные тенденции и достижения в деятельности современного человечества. Эта философия оптимистично оценивает возможности научно-технического разума, энергично его защищает. В ее рамках сформировался сциентизмкак вера в универсальную роль знаний в общественной жизни.

Так, М.Веберразвивал идею рациональности,которая должна проявить себя в экономике, праве и теории управления. По его убеждению, это обеспечит высокую эффективность хозяйственной деятельности человека. Рациональность, по Веберу, — это прежде всего развитие и внедрение науки в жизнь общественного организма. Наука есть как бы «расколдовывание» мира, необходимое условие «вторжения» человека в природную среду и подчинение ее своим потребностям.

В XX в. на волне научно-технической революции появились теории «индустриального» общества (Д.Белл, А.Тоффлери др.). В них проводилась мысль о том, что с развертыванием НТР будут благополучно решены наиболее острые социальные проблемы и общество перейдет в так называемое «постиндустриальное» состояние. Здесь широкое применение найдут новые технологии, а особую роль в обществе будет играть технократия— слой специалистов и организаторов производства. «Научно-технический» разум принесет людям желаемое счастье и благополучие, социальную справедливость и уверенность в будущем. Подобные идеи развивал в своей теории «информационного» общества и японский ученый Е.Масуда.Во всех этих учениях отразилась объективная тенденция перехода современного человечества в стадию «постиндустриальной» цивилизации на основе НТР.

В 60 — 70-х годах весьма популярными на Западе были концепции «конвергенции», в которых фиксировался процесс сближения двух существовавших тогда общественных систем — капитализма и социализма. Авторы этих учений (Д.Гэлбрейт, Р.Арони др.) осмысливали тем самым объективный факт становления единой глобальной системы, диалога культур, сближения стран и народов, постепенного формирования единой общепланетарной общности людей.

Философия XX в. не утратила интерес и к теме собственно человека. Наиболее отчетливо эта тема прозвучала в экзистенциализме.Основной темой в нем стала проблема существования человека в абсурдном(отчужденном, бесчеловечном) социальном мире. В силу различных обстоятельств человек погружен («заброшен») в этот мир и оказывается в так называемой «пограничной»ситуации. Он поставлен перед выбором: либо согласиться с абсурдом этого мира и тем самым умереть как личность, либо не согласиться и найти в себе силы активно сопротивляться обстоятельствам и умереть как живое существо. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперси др.) призвал человека бунтовать,т.е. находить в себе силы для борьбы с абсурдностью социального мира. Жить означает бороться, и именно в этом состоит призвание человека. Экзистенциализм предложил человеку актинизмкак модель поведения в современном мире. Это и есть то, что «надо», «следует» делать человечеству, если оно желает быть самим собой в наше столь непростое время. Бунт — это восстание человека против собственного рабства, это обретение чувства собственного достоинства и становление свободной личности.

В XX в. на Западе по-прежнему весьма влиятельно религиозноенаправление в философии (Ж.Маритен, П.Ш.Тейяр и др.).

Все более актуальной становится философия глобальных проблем,связанная, в частности, с деятельностью Римского клуба.Большой вклад в изучение данных проблем внес А.Печчеи,первый президент этого объединения крупных ученых мира. В рамках этой философии происходит осмысление вопроса о выживании и сохранении человеческого рода, продолжения его существования.

Наши рекомендации