Материал к теме №11. Развитие казахской философской и социально-политической мысли
Цель лекции:познакомить студентов с истоками зарождения и становлением мифологии древних казахов и философского мышления казахского народа, и особенностями их развития. Показать основные этапы генезиса Казахской философской и социально – политической мысли, ее проблематику, специфику и мыслителей.
Основные вопросы
1. Мифология и религия древних казахов. Ее проблематика и специфика.
2. Казахские философы и мыслители IX – XIX вв., содержание их
учений.
3.Философские и социально – политические воззрения Шокана Валиханова, Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева.
4.Казахские мыслители начала XX в.: С. Торайгыров, А. Байтурсынов,
М. Дулатов. Партия «Алаш» и алашординцы.
Ключевые слова и понятия:первотворение, девятислойный космос, юрта, шанырак, древняя символика, тенгри, шаманство, аруах, дуана,баксы, Жеруюк, Желмая, суфизм, Гакли, бий, кара-соз, баи, волостной, три истины, кадетский корпус, просветительство, Кашгария, Манас, Зар-заман, присоединение Казахстана к России, казахская общественная мысль, партия «Алаш», алашординцы.
1.Мифология и религия древних казахов. Ее проблематика и специфика
В основе древней казахской культуры лежат освещенные мифологической символикой нормы и образцы поведения людей, определяющие собой уклад и строй кочевой жизни казахов. 1. Первопредком казахов считается Коркут, прилетевший на землю на белой верблюдице. Он приземлился возле берегов Сыра и вонзил в его середину свой кобыз. «Коркут» есть объединение двух начал: добра и зла. Осознание этих понятий дало возможность выявить отношения к окружающему миру: страх перед неизведанным, и радость от осознанного существования на земле. 2. Эпос «Кобланды-батыр» - сказание о Первотворений Вселенной и жизни на Земле. В нем переплелись основные понятия натурфилософского мировоззрения, которые будут отражаться в каждой перекочевке, в каждом обряде, узоре. Первотворение есть соединение двух противоположных начал, двух видов энергии: мужской и женской, солнечной и лунной. Единство человека и космоса осознается как связь с предками, с предначалом жизни, с луной. 3. Сказание «Айман-Шолпан» мифологично: жизнь без сына воспринимается как бесцельная, продолжение рода необходимо для сохранения космического равновесия. 4. По представлениям казахов космос девятислойный. Представители всех девяти слоев являются предками, отсюда берет начало культ почитания девяти предков, сохранившейся у отдельных родов. С этими представлениями у казахов связано и почитание старших, и поклонение духу предков. 5. Юрта считалась символом быта казахов. Сборка и разборка юрты при перекочевках символизировали наступление Хаоса и вновь создание Гармонии. 6.У казахов цифра три пронизывает все обряды рождения и похорон. Человеческая душа представлена тремя видами: «ет-жан», «шыбын-жан» и «рухи-жан». После смерти человека ет-жан уходит в небо, шыбын-жан — в землю, рухи-жан остается в доме умершего. Перед выносом тела умершего его трижды поднимали и опускали. 7. Юрта внутри также делилась на три части: околодверную, серединную и төр (центральную). Юрта была символом космоса и триединства Вселенной, символом освоенного пространства. Шанырак был семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение. Старшие дети, отделяясь от родителей, получали еншi, в юрте оставался самый младший сын. Хозяйство у него было общее с отцом, он был наследником всего его богатства и назывался шанырак иесы (хозяином). Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шанырак. Символ шанырака — крест в круге — знак вечного движения солнца в природе, символ эволюции, развития жизни. Древняя символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Знаки кошкар муиз и ашатуяк обозначают материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором туетабан, то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы и независимости, то дарил вещь со знаками кусмурыш, кусканат. Орнаментальное искусство веками определяет быт народа, духовное достижение казахов. 8. Символика животных. Четыре вида животных выделяют казахи для обозначения полноты социального статуса: коня, верблюда, барана и корову. Они являются символами четырех сторон света, четырех стихий, четырех характеров человека, четырех направлений: верх - низ - право - лево. Самым священным является конь. Он является символом высшего мира, мира мудрости, мира предков. Особенно явно это проявляется в обрядах – родильных, похоронных, свадебных. Конь — символ интеллекта, символ высшего мира, поэтому он должен сопровождать уход человека в мир предков. При похоронах часто погребали не всего коня, а лишь его голову. Баран-символ мира материального, земного, корова символ потустороннего мира. Калым в основном давали баранами. Во многих трудных жизненных обстоятельствах приносили в жертву барана как свидетельства земных забот. В первый же день родов женщине резали барана, как сыбагу уроженице. К козе отношение отрицательное, считалось, что у нее нет прародителя: неопределенность, изменчивость — основные ее качества. Для народного восприятия, казахи уподобляли козу луне. Мясо коровы ели, как правило, в дни джута, голодных годов, и это тоже связано с пониманием коровы как символа начала. Собака считается священным, животным, ее нельзя убивать, бить. Неприкосновенной была и кошка, являющаяся символом мести. 9. Основными цветами у казахов являются: черный, белый, пестрый – символы трех миров. Белый цвет — символ высшего мира, цвет богов. Черный цвет — символ потустороннего, низшего мира. Пестрый цвет – символ посюстороннего мира. Среди других цветов выделяют еще желтый цвет. Спектр цветовой палитры у казахов включает все семь цветов радуги и ее оттенки, но они не делают различия между голубым и зеленым цветом. Казахи имели мифологические представления, объяснявшие явления природы, устройства мира. Верховное божество - Тенгри (небо) принадлежало верхнему миру. Тенгри распоряжался судьбами людей. Умай — богиня плодородия. Существовал миф о божественной супружеской чете Тенгри – Умай, земной ипостасью которой была царская чета. Главное божество среднего мира — «священная земля-вода». Посредниками между людьми и земным миромвыступал шаман. Поскольку казахи постоянно находились в пути, то в их пантеоне богов было несколько покровителей пути. Отправляя куда-нибудь детей и взрослых, старухи напутствовали их словами: «Поручаю матери Умай». Выросшее на могиле дерево являлось свидетельством святости погребенного. 10. Шаманство (баксылык) — одно из самых заметных явлений в религиозных традициях казахов, сохранившихся от доисламской эпохи. В его основе лежат сформировавшиеся в глубокой древности представления о духах. Шаманство обусловлено верой в особую связь отдельных людей с духами. Именно, с помощью духов объяснялась способность шаманов лечить больных людей, гадать, отыскивать пропавшие вещи и скот. Шаманам приписывалась также власть над явлениями природы. Занятие шаманством у казахов считалось наследным. Духи, покровительствующие и помогающие шаманам, принадлежали к категории пери, хотя в народе их называли джиннами. Духам придавали человеческий облик, воображали великанами. Нередко духи представлялись в образе животных и птиц. Многими чертами был близок к шаману и казахский дуана. Они считались людьми, общавшимися с духами, способными прорицать, лечить, нарицать или отвращать беду. 11. Культ предков (аруах). Культ предков занимал заметное место в верованиях. Казахи с почтением относились к могилам предков. На могилах клялись, несли присягу. Проезжая мимо одинокой могилы, человек шел пешком в знак уважения к мертвым. В верованиях казахов дух предка, покровительствующий какому-либо человеку, чаще всего богатырю, представлялся в облике животного. Шаманизм в качестве названия религии выступает крайне неоднозначно как в научном, так и в бытовом употреблении. В отличие от большинства религий, шаманизм является религией сложившейся естественным, историческим путем на основании народного мировоззрения. Он включал в себя и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Шаманизм глубоко и основательно сидит в религиозном сознании рядовых скотоводов. Характерным и существенным признаком шаманизма является его историческая устойчивость, не смотря на то, что религиозная сущность его не была зафиксирована письменно и не служила предметом пропаганды. Она достигалась путем непрерывной связи между поколениями на родоплеменном уровне. Причиной этому явились специфические экономические условия жизни кочевников. Другим важнейшим идейным истоком формирования этических взглядов акынов-жырау является религиозно-этическая концепция ислама. В условиях господства патриархально-феодальных традиций и религиозной идеологии в казахском обществе, влияние мусульманского фанатизма было довольно невелико. 12. Ислам — не просто мировоззрение, но и учение о нравственности, он оказал и, несомненно, продолжает оказывать влияние на нравственное развитие многих народов в Казахстане, Средней Азии, целого ряда стран зарубежного Востока. Исламская этическая мысль была отражена в основополагающих источниках мусульманства — Коране и сунне. Она потому и смогла удовлетворить потребность мусульманского общества в необходимых принципах воспитания, что не сводилась к немногочисленным предписаниям Корана и хадисов, а лишь опиралась на них, как на свой идейный ориентир. Моральные предписания Корана охватывают весь круг обыденной жизни. Сюда входят отношения в семье, обязанности между родственниками, круг полезных и достойных занятий, отношения с народами другой веры, занятия ремеслами и торговлей, запреты. Предписания ислама уделяют особое внимание выполнению молитвы. Так, в шариате сказано, что «пятикратная молитва очистит человека от грехов», мусульмане особо почтительно относятся к правилам молитвы, намазу, соблюдают пост. Самый тяжкий грех — отречение от предписаний Корана. Отступник предавался вечному проклятью, и хотя в отношении многих грехов подчеркивалось, что Аллах милостив и милосерден покаявшемуся, отступничество им не прощалось. Высшая добродетель – покорность воле Аллаха, готовность на самопожертвование во имя истинной веры. Доброта и снисходительность к правоверным, и непримиримость в преследовании неверных — одна из основных особенностей Корана. По предписаниям ислама, счастья можно достичь только служением богу, путем исключительного послушания ему. Следуя этим предписаниям, мусульмане избирают праведный путь. На требованиях покорности и зависимости строится вся морально-этическая система мусульманской религии. Чтобы мусульманин стал настоящим человеком, он должен быть морально чистым, добросовестным в своих делах и праведным в словах. Только тогда он станет и перед Аллахом, и перед людьми достойным уважения.
2.Казахские философы и мыслители IX – XIX вв, содержание их учений. Коркут-ата (IX в.)создатель кобыза, сказитель, композитор, покровитель поэтов, музыкантов, бақсы. Известен литературный памятник ХVI в. “Китаби деде Коркут” («Книга моего деда Коркута») по которому эпоху Коркута можно отнести к периоду господства огузского эля IХ—Х вв. Он считается первым казахским шаманом и поэтом. По легендам, Коркут родился от Кырмаш (отец) и “светлоокой дочери дива”. Его имя носит магический характер. Слово “коркут” произведено от слова “корык” — бояться, устрашать, что подразумевает одно из принципиальных состояний человеческого бытия. Страх перед смертью и бегство от нее — постоянный мотив легенд шаманских народов. По тем же легендам, Коркут — очень долго путешествовавший человек, и пришедший к мысли, что на родине все же лучше, чем на чужбине. Основным его другом в путешествиях была сказочная верблюдица Желмая. «Китаби деде Коркут» — письменный эпический памятник огузских племен, которые позднее вошли в состав многих тюркских народов. Книга написана на общем для огузско-кыпчакских племен языке и повествует о жизни Огузов. Она известна в двух записях: Дрезденская рукопись из 12 сказаний, и Ватиканская рукопись из 6 сказаний. Каждое сказание имеет собственный сюжет и в каждом из них главным героем представлен Коркут-ата мудрец, вождь племени, предсказатель судеб. В конце каждого сказания в честь Коркут-ата воздается хвала. Книга насыщена назиданиями, завещаниями, поговорками, пословицами, изречениями, крылатыми словами. Следы данного эпоса обнаруживаются на древней родине Огузов - в Центральной Средней Азии, легенды о Коркут-ата сохранились среди казахов, кыргызов и многих тюркских народов. Абу Насыр аль-Фараби(870-950 гг.) – материал о нем представлен в Арабо-мусульманской философии Средневековья. Асан Кайгы (ХIУ-ХУ вв.).Асан Кайгы (Асан печальный) — настоящее имя — Хасан Сабитулы. Казахский поэт-философ, жырау, родился во 2-й половине ХIУ в. в Поволжье, скончался в 60-е гг. ХУ в. Период его жизни совпал с процессом сложения казахского народа. Он был вещим певцом, певцом импровизатором-жырау, углубленным в коренные проблемы казахского бытия, потому основное место в его творчестве занимают философско-дидактические жанры: толгау, терме, шешендiк создер (крылатые слова), назидания и афоризмы. Асан Кайгы был очень влиятельным сановником хана Алтын Орды (Золотой), впоследствии основателя казахского ханства Улу-Мухаммеда. Во времена политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кыпчаке был сторонником султанов Керея и Жанибека, противников хана Абулхаира, основавших в 1460 г. казахское ханство. Был идеологом этого ханства, сторонником объединения всех казахских родов в одно государство. Асан Кайгы чувствовал сильную зависимость кочевого скотоводческого быта от природных условий, джутов, стихийных бедствий. Отсюда легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - «Жеруюк» с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. Он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие. Асан Кайгы считал, что Жеруюк должен стать местом счастья и равноправия людей. В действительности, эта легенда отражает историческую ситуацию середины ХУ в., когда усилились феодальные междоусобицы после распада Алтын Орды и Ак Орды, что вызвало массовую откочевку казахских родов из Восточного Дешт-и-Кыпчака в долины рек, Чу, и Талас. Потому он и вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей. Отсюда и прозвище “печальный” связанное с его мироощущением и с личной жизнью жырау. Из-за идеи любви и сострадания акына Ч.Ч.Валиханов называет его «кочевым философом».
Мухаммед Хайдар-дулати (1499-15_1 гг.).Мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Курекан дуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте, - умер в 1551 г. в Кашмирском валаяте в Индустане) — известный историк, литератор. В литературе известен под именем Хайдар мырза, мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар-дулат является автором дастана “Джаханнама”, вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей — “Тарихи Рашиди”. Мухаммед Хайдар-дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар-дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной прослойки племени дулат. В 1541-1546 гг. в Кашмире он написал “Тарихи Рашиди”. Данную работу Мухаммед Хайдар-дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Данное произведение характеризуется как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар-дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. “Тарихи Рашиди” содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в ХУ-ХУI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.
Ходжа Ахмед Яссауи(1094-1166 гг.).Яссауиродился в древнем Сайраме, учился в Бухаре у шейха Арсалан баб. Основал среднеазиатский филиал суфистов. Писал и проповедовал ислам в народе. После себя он оставил сборник «Мудрых изречений», которые пережили столетия. Ходжа Ахмед Яссауи был духовным отцом казахов. Как известно, казахи почитают Коран, но также верят и поклоняются духам своих предков — аруахам. Жизнь в согласии со своей совестью является фундаментальной истиной суфизма Яссауи, с которым он после долгих лет размышлений пришёл в степь. И казахи приняли такой ислам, «свой» ислам. Яссауи переложил всю ответственность на самого человека, как часть божественного смысла. Умеренность — это другой фундаментальный принцип Яссауи. В людской жадности и непомерности во всех проявлениях он видел начало многих бед на земле.Золотая середина, отсутствие крайностей во все времена почитались признаком ума. Святые старцы в глубине души всегда были революционерами. И Яссауи здесь не исключение. Он призывал людей к умеренности, равновесию в желаниях. Достигнув 63 лет, он спустился в подземелье и уже не видел солнца. Он стал писать, постигнув суть земной жизни. Здесь он и умер. Его перенесли и погребли невдалёке. Позже Эмир Тимур, восхищавшийся глубиной интеллектуального ума поэта и подвигом его жизни, своими руками начертил проект мечети Яссауи. Так возникло это красивейшее творение рук средневековых мастеров — мечеть Ходжа Ахмеда Яссауи. Позже, простудившись, умерла по дороге к своему возлюбленному дочь поэта Айша. Над её могилой так же возвышается мавзолей, который и сегодня вызывает восторг людей.
Махмуд Кашгари(1029 —1101).Махмуд Кашгари, был родом из высших кругов караханидской знати. Книга Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова и была составлена им в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. “Диван” Кашгари - памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в ХI в., впитавший в себя все предшествующее наследие предков. В книге, наряду с древнейшим миропредставлением зороастрийско-шаманистского толка, запечатлены элементы новой идеологии - ислама и такой его ветви как суфизм. «Диван Лугат ат-Турк» является самым древним словарем тюркских языков и одним из важнейших источников знания об истории цивилизаций Центральной Азии. Представляет собой по сути тюрко-арабскийсловарь, в котором тюркские слова представлены в арабской транслитерации и снабжены переводом и комментариями об этимологии, контекстах и возможных вариантах употребления. Будучи младшим современником Юсуфа Баласагуни, испытавшим его влияние, в особенности, во взглядах на роль и сущность языка, Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией. Предшественником Кашгари был уроженец Фараба Исхак ибн Ибрахим аль-Фараби (Джаухари), на чей труд “Диван аль-адаб фи байан лугат аль-араб” (“Собрание литературных произведений в изложении на языке арабов”) опирался и Бируни. Тюркские названия лекарственных средств у Бируни и у Кашгари одни и те же. У Махмуда наряду с прекрасным арабо-филологическим образованием просматривается и основательное знание всех областей средневековой мусульманской науки. Нельзя дать лучшей характеристики книге Махмуда Кашгари, воплотившей в себе весь его жизненный опыт и изыскания, чем его собственными словами. В книге представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречении. “Диван” (“Словарь”) Махмуда Кашгари - единственный памятник тюркской диалектологии раннего периода, дающий представление о фонетических и морфологических явлениях и специфике диалектных форм. “Словарь” содержит также тексты устно-поэтического творчества тюркских племен и народов Средней Азии, Восточного Туркестана, Поволжья, Приуралья. Труд Махмуда Кашгари, написанный с применением научных методов арабской филологии, имеет и сегодня исключительную ценность для языковедов, фольклористов и литературоведов.
Жусуп Баласагун.Жусуп Баласагун, видный мыслитель средневекового Востока, автор уникальной по содержанию и социальной значимости поэмы «Кутадгу Билиг». Он родился в городе Баласагун в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака, примерно в 1015, или 1016 году. Образование получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидским языками. Написал весьма значимые философские и научные сочинения по различным отраслям знания. «Кутадгу Билиг» есть значительное явление не только в жизни народов Центральной Азии и Востока, но в целом и мировой культуры. Его поэму нельзя отнести лишь к разряду энциклопедических работ, в ней освещено множество проблем, касающихся естественных и гуманитарных наук: социально-этические, общефилософские, эстетические, политические, правовые вопросы. Его философские взгляды. Под влиянием взглядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни, Ибн Сины) у Баласагына формируется пантеистический взгляд на окружающий мир. Ибо, по его глубокому убеждению, сотворенный богом мир существует и развивается самостоятельно по своим внутренним закономерностям. В политико-правовом контексте «Кутадгу билим» представляет собой исключительную значимость как своеобразный кодекс этических норм и правил поведения феодального общества. В его взглядах на модели мира и его развитие содержится ряд материалистических идей, где мыслитель исследует закономерности расположения и движения небесных тел и планет. Не случайно Ж.Баласагун, изучая звездный мир, описывает 12 знаков зодиака. Его учение о строении Вселенной имеет много общего с системой Аристотеля-Птоломея. Однако, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних философов, он считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. По его концепции эти четыре природных элемента не только качественно отличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Наивный материализм Жусупа тесно связан с его стихийно – диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно. В гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В теории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другие представители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист и рассматривает разум как творческую силу, как инструмент познания материального мира, его существенных связей. По его концепции разум озаряет человека светом знаний. В то же время поэт не отрицал роли чувственного восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно ставит вопрос о роли головного мозга в интеллектуальной деятельности человека, и потому в «Кутадгу Билиг» поэт отразил стремление передовых представителей общества изучать светские науки, свободно мыслить. В связи с этим особое внимание своих современников Жусуп обращает на то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир необходимо систематически пополнять свое образование и знания. Знания вдеятельности человека — это здоровье, свет души, мудрость, счастье и т.д. Жусуп Баласагун прекрасно осознавал, что завоеванные области удержать силой оружия не удастся. И потому необходим хорошо организованный государственный аппарат. Он должен быть достаточно сильным, чтобы противостоять постоянной угрозе внешних вторжений. И достаточно гибким, чтобы защищать интересы привилегированных слоев населения, а также достаточно подготовленным, чтобы упорядочить налоги сборы внутри страны. Взгляды мыслителя на общество и человека несут в себе глубокий гуманизм и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагун внес значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения прогрессивных мыслителей Средневековья. Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока и Запада ХI века. Оно отразило в себе сильные и слабые стороны предшествующего ему периода. Пантеистическое учение, развиваемое мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами к явлениям социоприроды содержало в себе большие возможности для отрицания необъективных идей теологии и идеализма. Вместе с тем следует заметить, что в решении многих вопросов философской и социологической мысли он колебался, допускал немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии и мистики. Несмотря на ограниченный характер мировоззрения Жусупа Баласагуна, его нравственная дидактика в целом весьма прогрессивна для того времени. Его поэма несла в себе основные черты народных представлений о морали, нормах и правилах поведения человека, характерных для прогрессивной эпохи не только средневековья, но и созвучных с современностью.
Поэты эпохи «Зар заман» (эпохи скорби), XIX век.ВXIX-ом веке началось проникновение капитализма в Казахстан и массовое переселение крестьян из центра России в казахские степи. Как следствие этого начался глубокий кризис, поразивший жизнь и быт кочевников. Морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление “эпохи скорби” (зар заман). Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении “Зар заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату налога, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай - поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религиозные обряды. Созвучны с поэзией Шортанбаяи произведенияДулата Бабатайулы(1802-1874). В своих нравоучительных стихах “Осиет-Наме” он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов в XVIII в., допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: “Страна твоя осталась в кольце”. В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди “будут находиться на учете”. Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народа. Свидетелем массового переселения русских крестьян в Казахстан был поэт Мурат Монкеулы(I843-190б гг.). Его творчество выражало настроение казахского народа в связи с этими событиями. В своих произведениях «Казтуган», «Ушкиян» выказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, призывает народ откочевать на новое место. Он идеализировал прошлое время казахов, давал политическую оценку некоторым ханам, которые, по его мнению, были защитниками страны, не допустившими русских к казахским кочевьям. Мурат критиковал пороки капитализма и представителей местных органов власти. В стихотворении “Сарыарка” основной причиной обнищания казахов названа переселенческая политика русских властей. Мурат- поэт религиозного направления и защищает устои ислама в казахской степи. Религиозность его заставляет искать причины всякого явления в божественной воле. Вместе с тем он был активным борцом против колониализма, в обоих произведениях призывал изгнать колонизаторов из казахской степи. Видным представителем религиозной мусульманской казахской литературы был Аубакир Кердери (188-19О3). В своих произведениях он уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. Он поддерживал “культурную миссию” России. В его произведениях нет антирусских мотивов. Наоборот, он считал, что “белый царь” заботится обо всех народах страны. Аубакир пропагандировал царские указы в степи, положительно относился к реформам 1867-1868 гг. По его взгляду, передовая экономическая жизнь России окажет позитивное влияние на хозяйство казахов. Призывал соотечественников к светскому знанию, технике и искусству. Не знающие искусства, говорил, он, должны терпеть в жизни неудачи. “Если бай без знаний, то он станет бедным”, “Кто по-русски не образован, тот стал совсем бесполезным” – утверждал он. Сожалеет, что мусульмане не такие как раньше, тоскует по ханским временам. Его консерватизм особенно выражался в вопросах брака и семьи.