Эллинистическая и римская философия
Эллинистический период начинается после распада государства Александра Македонского.
Киническая школа основана Антисфеном (446 – 366 гг. до н.э.). Нравственный идеал киников – бесстрастие (апатия), равнодушие ко всему. Вершиной добродетели считали автаркию– автономию нравственной личности.
Диоген Синопский (404 – 323 гг. до н.э.) своим образом жизни пропагандировал презрительное отношение к культуре и возврат к «естественному» состоянию. Ходил в примитивной одежде, ночевал под открытым небом, в общественных местах, даже в бочке; пил только воду, черпая ее рукой, питался самой грубой пищей.
Эпикурейская школа. Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) основал в Афинах философскую школу «Сад», ставшую центром материализма и атеизма древнего мира. Цель его философии – познать законы природы и обеспечить счастливую жизнь людям.
Эпикур развивал материализм и атеизм Демокрита. Высказал догадку о вечности и неуничтожимости материи. Основой всего существующего считал атомы, движущиеся в пустоте.
Согласно Эпикуру, прямолинейное движение атомов вследствие тяжести сочетается с их спонтанным, внутренне обусловленным отклонением в сторону от прямой линии. Учение о спонтанном отклонении атомов представляет собой попытку найти внутренний источник движения материи.
Исходным принципом теории познания Эпикура было признание воздействия материальных вещей на органы чувств человека. Теоретическое мышление есть результат дальнейшей обработки ощущений.
Чтобы свободно наслаждаться земной жизнью, человек должен бороться со страхом смерти и со страхом перед богами: «Смерти не нужно бояться; пока есть мы, ее нет, когда она приходит, то нас уже нет». Цель жизни – удовольствие (гедонизм) как отсутствие страдания.
Эпикур говорил о необходимости подчинения чувственных влечений разуму, об умеренности, чувстве меры.
Для этики Эпикура характерен индивидуализм и созерцательность. Высшим идеалом жизни Эпикур считал атараксию (безмятежность, невозмутимость), под которой понимал состояние мудреца, познавшего природу и освободившегося от страха смерти.
Таким образом, высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (гедонизм). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении душевного равновесия, спокойствия души (атараксия) и счастья (эвдемонизм).
Социальное учение Эпикура – теория «общественного договора». Мудрый человек (философ) должен избегать общественно-политической деятельности.«Проживи незаметно» – девиз Эпикура.
Римский эпикуреизм представляет Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.). Дал систематическое обоснование материалистического атомизма.
Стоицизм. Греческие стоики – Зенон из Китиона (336 – 264 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 – 207 гг. до н.э.). Свое название стоицизм получил по месту собраний ее приверженцев: стоя – расписной, узорчатый портик.
Стоики провозгласили основной целью «жить согласно с природой, согласно с добродетелью». Основной частью философии они считали логику.
Стоики – дуалисты, они признают материальный принцип как основу, и духовный принцип – логос (Бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Понятие Бога в стоицизме можно охарактеризовать как пантеистическое. Бог (Логос) пропитывает всю природу, проявляется везде в мире, является законом необходимости, провидением.
В теории познания стоики сенсуалисты. Основой познания у них выступает чувственное восприятие.
Центром и носителем познания является душа. Ее центральную часть стоики называют разумом. Разум связывает человека с миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.
Идеал стоика – покой (атараксия) и безучастное терпение. Стоический мудрец – это воплощенный разум. Он отличается терпимостью, сдержанностью, его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья». Человек должен подчиниться космическому порядку, не должен желать того, что не находится в его власти.
Стоики – космополиты. Общество, по представлениям стоиков, возникает естественным образом. Люди равны естественным образом.
Римский стоицизм представляют Сенека(4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (50 – 138) и Марк Аврелий(121 – 180). Характерная черта их мировоззрения – фатализм, мистика, самосозерцание, пантеизм и учение о бессмертии души.
Сенека: «Желающего судьба ведет, а не желающего тащит».
Эпиктет: «Терпи и воздерживайся».
Скептицизм. Основатель скептицизма – Пиррон (365 – 275 гг. до н.э.) учил, что вещи непознаваемы, о них нельзя сказать ничего – ни истинного, ни ложного; нельзя даже утверждать, существуют вещи или нет. Поэтому следует воздерживаться от суждений о вещах. Воздержание от суждений дает покой и равнодушие к страстям. Идеал скептика – атараксия.
Скептики отказывались от познания объективной истины, проповедовали уход от практической жизни и полное безразличие к ней.
Римский скептицизм представляют Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик.
Римский неоплатонизм. Плотин (204 – 270) – основатель мистического учения неоплатонизма. Представители – Порфирий, Ямвлих, Прокл. Первоисточник всего существующего – божество, которое порождает из себя всё существующее вследствие своего переполнения, путем излияния (эманации). Эманация представляет собой ступени убывающего совершенства: 1 – мировой разум (мир идей); 2 – – мировая душа, следствиями которой являются частные души; 3 – чувственный мир явлений. Цель жизни человека – возвращение к божеству, освобождение души от тела, уподобление божеству и соединение с ним в мистическом экстазе.