Философские концепции познания

Проблема познания – вторая сторона основного вопроса философии.

Субъект и объект познания в истории философской мысли.

Философия о 2-х уровнях познания: чувственном (эмпирическом) и рациональном.

Ощущения, восприятия и представления как формы чувственного познания.

Понятия, суждения, умозаключения и теории как формы рационального познания.

Научное познание как движение мысли от явления к сущности.

Истина как философская проблема: история и современность.

− Истина как самоценность познания.

− Проблема истины в античной философии.

− Священные писания как носители и критерии истины в условиях средневековья.

− Проблема истины в философии XVII-XVIIIвв.

− Проблема истины в Классической немецкой философии.

− Проблема истины и ее критерия в марксистской философии.

− Современные концепции истины.

Тема 8. Философский образ научного знания

Учебные вопросы:

1. Сущность знания и его разновидности.

2. Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.

Сущность знания и его разновидности

• Проблема выяснения сущности знания.

• Разновидности знания:

- понятийное знание – набор понятий, используемых при решении данной задачи;

- конструктивное знание о возможных структурах объектов и взаимодействии между их частями;

- процедурное знание - выбранные для исследования данной предметной области методы,

алгоритмы и программы;

- фактографическое знание – количественные и качественные характеристики объектов и явлений;

- метазнание – знание о порядке и методах применения знаний.

В зависимости от объекта познания выделяют естественнонаучные, технические, гуманитарные, художественные, религиозные и др. знания.

Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.

Знание как цель и результат познания.

Разновидности вненаучного знания:

- ненаучное знание (наш житейский, художественный и пр. опыт);

- донаучное (протонаучное) знание – базис будущей науки;

- паранаучное знание, отвергаемое наукой

по гносеологическим параметрам;

- лженаучное знание, отвергающее научное, но маскирующееся под него;

- антинаучное знание, сознательно извращающее научную картину мира.

Научное знание − теоретическое, эмпирически или рационально доказанное знание.

Критерии научного знания: системность, логическая стройность, доказательность, интерсубъективность, практическая применимость и др.

Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания

Учебные вопросы лекции:

1. Основные методы научного познания.

2. Логика научного исследования.

Основные методы научного познания

Метод как совокупность практических или мыслительных приемов, шагов, руководств, следование которым приводит к достижению желаемого результата.

Три уровня методов:

А) Всеобщие (философские) методы :

- метафизический

- диалектический

Б) Общенаучные методы:

а) эмпирические методы:

- наблюдение, т.е. получение информации об объекте, находящемся в естественных условиях (наблюдения бывают непосредственными и опосредованными);

- эксперимент, т.е. научно поставленный опыт с целью получения информации об объекте, находящемся в изменяемых по воле исследователя условиях (эксперименты бывают натурными и модельными);

- измерение

б) методы, используемые и на эмпирическом и на теоретическом уровнях:

- анализ (расчленение целого на части и изучение их как элементов целого) и синтез (интеграция знаний, полученных при анализе или соединение частей в целое);

- сравнение

в) теоретические методы:

- индукция (умозаключение от частного к общему) и дедукция (умозаключение от общего к частному);

- абстрагирование (отвлечение от несущественных сторон, свойств, качеств исследуемого объекта);

- моделирование;

- математизация;

- аналогия;

- идеализация (мысленное создание не существующих в действительности объектов, но необходимых для понимания сущности изучаемого объекта);

- историко-логический метод и др.

В) Частнонаучные методы познания, применяемые только конкретными науками (указать методы ведущих дисциплин обучающихся студентов).

Логика (этапы) научного исследования

Научный факт – зафиксированные тем или иным образом результаты наблюдения или эксперимента.

Проблема – научный факт, для объяснения которого нет наличных знаний.

Гипотеза – научное предположение о путях разрешения проблемы (обычно выдвигают несколько гипотез, одна из которых служит рабочей).

Доказательство гипотезы, т.е. практическое или логическое ее подтверждение.

Новые законы, новые принципы применения уже известной теории или формулирование новой теории.

Тема 10. Философское учение о человеке

Учебные вопросы:

1. Человек как предмет философского анализа.

2. Основные константы человеческого бытия

Человек как предмет философского анализа

Проблема человека в истории философской мысли.

Природное и социальное в человеке.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Роль социализации в судьбе человека и основные ее ступени.

Наши рекомендации