Цель изучения темы: познакомиться с одним из возможных форматов базовых концептов «человек», «общество», «социальный институт»
Основные вопросы темы: Человек. Общество. Социальный институт общества. Социокультурные программы общества. Личностно ориентированные программы человека.
Человек существует в мире не только как отдельный человек, но и как человечество (совокупность всех людей, когда либо существовавших, существующих и людей будущего), человеческий род (система родо-видовых качеств человека, выделяющих его из мира), общество. Человек через множество своих родо-видовых качеств и, прежде всего, сущностных потребностей и способностей, интегрированных в индивидуальной деятельности, а затем в процессе развития и в совокупной - общественной - деятельности выстраивает вокруг себя специфический, человекотворный мир, являющийся частью мира в целом. Это - техника, новые породы растений, животных, наука, образование, искусство, государство и т. д.
Общество порождается человеческой, общественной деятельностью. В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные отношения, принимающие в своем историческом развитии форму общественных отношений самого различного типа, вида, уровня: социальные, межличностные, семейные, дружеские, производственные, государственные, научные, образовательные и т. д. С другой стороны, в процессе исторического развития возникают, формируются, развиваются исторически сложившиеся формы самой общественной деятельности (точнее – различных ее типов, видов и уровней), называемые социальными институтами: семья, образование, наука, государство и т. д. Каждый социальный институт представляет собой некий комплекс норм (нравственных, юридических), принципов, технологий, моделей поведения, взаимоотношений людей и их групп, задающих деятельность в границах данного социального института и выступающих базисными характеристиками данного социального института. Именно через комплексы своих базовых характеристик социальные институты общества взаимодействуют между собой, в известной мере задавая палитру культурно-исторического типа данного общества.
Мы фокусируем свое внимание на одном из важнейших социальных институтов общества - образовании. Чтобы лучше понять детерминанты функционирования и механизмы взаимодействия института образования с другими социальными институтами общества, мы вычленим, удобным для нас способом, его базисные характеристики. Предварительно сделаем ряд замечаний, представляющих одну из возможных форм артикуляции таких основополагающих философских концептов как человек и общество.
Человек, как социальное существо с полноценной природной субстанцией (основой) обладает бесконечным набором родо-видовых свойств, качеств, характеристик самых различных свойств, масштабов и уровней. Этот набор родовидовых качеств человека содержит как подсистему, идентифицирующую его со всем человечеством (универсалии: речь, наличие ментальности, нравственного кодекса, прямохождение и пр), так и подсистему, выделяющую человека из сообщества ему подобных (уникалии: соматические, ментальные, сенсорные и др. качества). Среди всех родо-видовых качеств человека выделяют два предельных, универсальных, сущностных качества - потребности (хочу, мне нужно) и способности (могу, умею) человека. Все иные качества, свойства, характеристики человека в конечном итоге являются разновидностями, модусами, формами бытия человеческих потребностей и способностей: воля, сила, ловкость, желания, хотения, настойчивость и т. д.
Человек через систему своих родо-видовых качеств, и прежде всего сущностных потребностей и способностей, интегрированных в индивидуальной деятельности, а затем в процессе развития и в совокупной - общественной - деятельности (целесообразное взаимодействие человека с миром) выстраивает вокруг себя специфический, человекотворный мир, являющийся частью мира в целом.
Обществом мы называем все человеческое (демос) взятое в единстве с человекотворным миром. Стержнем, системообразующим фактором общества выступает деятельность, общество порождается деятельностью. Сама деятельность выступает, с одной стороны, как единство общественных потребностей и способностей (база деятельности), а с другой - неизбежно порождает деятельностные (общественные, социальные) отношения и деятельностные (общественные, социальные) институты (надстройка деятельности).
Человек живет и действует в соответствии с законами общества. Иными словами, человек вынужден учитывать, придерживаться и подчиняться определенным этическим, эстетическим, политическим, производственным, техническим, научным, экологическим, экономическим и т. д., и т. п. нормам, стандартам, обычаям, технологиям, правилам, законам, инструкциям и пр.
Совокупность всех, укорененных в обществе, норм, стандартов, эталонов деятельности, поведения, технологий, методов, методик, правил производства и т. д. самых различных видов, типов и уровней называют социокультурными программами общества.
С другой стороны, человек, соблюдая, учитывая и осваивая социокультурные программы, делает это с учетом и в соответствии с собственными генетическими, психофизическими, этно-психологическими возможностями и представлениями, на основе которых он формулирует и ставит цели, определяет собственную траекторию их достижения, в результате чего только и происходит его развитие.
Совокупность механизмов целеполагания, способов, методов, приемов и т. д. поведения, индивидуальной деятельности человека в обществе по достижению поставленных им целей называют личностно ориентированными программами человека.
Ясно, что личностно-ориентированные программы в снятом виде включают всю гамму отличительных качеств и черт человека (его уникалии), таких как настойчивость, дальновидность, грамотность, способность, коммуникабельность, его взгляды и установки и пр.
Контрольные вопросы и задания
1. Каким базовым характеристикам человека обязан своим существованием
человекотворный мир?
2. Что такое социальный институт общества? Приведите примеры.
3. Раскройте содержание понятия социокультурных программ общества.
4. Раскройте содержание понятия личностно ориентированных программ человека.
Тема 2
Образование как социальный институт.