Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Яндекс-Каталог: Философия
2. Гугл: Каталог: Философия
3. Библиотека портала «Философия в России»
4. Философия в библиотеке Максима Мошкова
5. Электронная библиотека по философии. Одна из электронных библиотек Алексея Злыгостева.
6. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/) Материалы сети Интернет («Википедия» и др.)
7. Портал «Философия в России» поддерживается ИФ РАН, включает в себя библиотеку философских текстов.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивных форм обучения
Современное образование практически не возможно без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины. И в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов.
Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:
1. Подготовка занятия
2. Вступление
3. Основная часть
4. Выводы (рефлексия)
В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:
· как студент может должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)
· какую литературу при подготовке необходимо использовать
· знания из каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать
· какой инструментарий будет необходим при проведении занятия
· каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)
· какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)
· каковы правила поведения на данном занятии
· какова роль каждого студента на данном занятии
Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:
ü студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;
ü способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;
ü распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.
ü соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
ü при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
ü спорить в дружественной манере;
ü быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
ü внимательно слушать своих оппонентов.
Матрица формирования компетенций
№ п/п | Наименование темы | Компетенции, формируемые на занятиях | |||||||||||||||||
ОК | |||||||||||||||||||
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | |||||||||||||||||||
1.1. | Предмет и структура философского знания | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.2 | Философия Древнего мира. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.3 | Философия Средневековья и Возрождения. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.4 | Новоевропейская философия. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.5 | Русская философия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
1.6 | Современная зарубежная философия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания | |||||||||||||||||||
2.1 | Проблема бытия в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.2 | Проблема развития в современной философии и науке | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.3 | Философские проблемы сознания | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.4 | Проблема познания в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2.5 | Научное познание | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Модуль 3. Бытие человека в современном мире | |||||||||||||||||||
3.1 | Проблема человека в философии | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.2 | Проблема смысла человеческого существования | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.3 | Человек в мире духовных ценностей | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.4 | Общество как предмет философского осмысления | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.5 | Человек в информационно-техническом мире | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3.6 | Проблемы и перспективы современной цивилизации | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
Активные формы обучения, применяемые при изучения
Предмета «Философия»
Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе – использование активных и интерактивных форм обучения. При активных формах студенты не пассивные участники образовательного процесса, а принимают активное участие в обсуждении изучаемых тем, интерактивные предполагают не только активность, но и применение разнообразных методов, приемов, технических средств, повышающих качество усвоения материала.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:
§ повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
§ усиление мотивации к изучению дисциплины;
§ формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
§ формирование коммуникативных навыков;
§ развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
§ развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
§ формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
§ сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.
Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки.
К интерактивным формам обучения относятся:
§ Деловые и ролевые игры;
§ Психологические и иные тренинги;
§ Групповая, научная дискуссия, диспут;
§ Дебаты;
§ Кейс-метод;
§ Метод проектов;
§ Мозговой штурм;
§ Портфолио;
§ Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);
§ Выступления и доклады с использованием наглядных пособий и мультимедийных средств;
§ Разбор конкретных ситуаций;
§ Круглые столы;
§ Коллоквиум
§ Вузовские, межвузовские видео – телеконференции;
§ Проведение форумов;
§ Компьютерные симуляции;
§ Компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
§ Презентации на основе современных мультимедийных средств;
§ Интерактивные лекции;
§ Лекция пресс-конференция;
§ Бинарная лекция (лекция вдвоем);
§ Лекция с заранее запланированными ошибками;
§ Проблемная лекция.
По дисциплине «Философия» планируется не менее 30% занятий провести, используя активные формы обучения, среди них: деловые игры, дискуссии, проблемные лекции, учебные видеофильмы, слайды, семинар в диалоговом режиме, презентации, посещение выставок, музеев.
Проблемная лекция - на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Интерактивная лекция – выступление преподавателя с применением активных форм обучения: демонстрацией слайдов, учебных фильмов,организации дискуссии.
Лекция-пресс-конференция -проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Презентация на основе современных мультимедийных средств.Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.
Коллоквиум- одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и др. работы обучающихся.
Коллоквиум – это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины.
Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.