Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Яндекс-Каталог: Философия

2. Гугл: Каталог: Философия

3. Библиотека портала «Философия в России»

4. Философия в библиотеке Максима Мошкова

5. Электронная библиотека по философии. Одна из электронных библиотек Алексея Злыгостева.

6. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/) Материалы сети Интернет («Википедия» и др.)

7. Портал «Философия в России» поддерживается ИФ РАН, включает в себя библиотеку философских текстов.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивных форм обучения

Современное образование практически не возможно без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины. И в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов.

Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:

1. Подготовка занятия

2. Вступление

3. Основная часть

4. Выводы (рефлексия)

В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:

· как студент может должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)

· какую литературу при подготовке необходимо использовать

· знания из каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать

· какой инструментарий будет необходим при проведении занятия

· каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)

· какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)

· каковы правила поведения на данном занятии

· какова роль каждого студента на данном занятии

Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:

ü студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;

ü способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;

ü распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.

ü соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

ü при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

ü спорить в дружественной манере;

ü быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

ü внимательно слушать своих оппонентов.

Матрица формирования компетенций

№ п/п Наименование темы Компетенции, формируемые на занятиях
ОК
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.
1.1. Предмет и структура философского знания * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.2 Философия Древнего мира. * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.3 Философия Средневековья и Возрождения. * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.4 Новоевропейская философия. * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.5 Русская философия * * * * * * * * * * * * * * * * *
1.6 Современная зарубежная философия * * * * * * * * * * * * * * * * *
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания
2.1 Проблема бытия в философии * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.2 Проблема развития в современной философии и науке * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.3 Философские проблемы сознания * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.4 Проблема познания в философии * * * * * * * * * * * * * * * * *
2.5 Научное познание * * * * * * * * * * * * * * * * *
Модуль 3. Бытие человека в современном мире
3.1 Проблема человека в философии * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.2 Проблема смысла человеческого существования * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.3 Человек в мире духовных ценностей * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.4 Общество как предмет философского осмысления * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.5 Человек в информационно-техническом мире * * * * * * * * * * * * * * * * *
3.6 Проблемы и перспективы современной цивилизации * * * * * * * * * * * * * * * * *
                                       

Активные формы обучения, применяемые при изучения

Предмета «Философия»

Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе – использование активных и интерактивных форм обучения. При активных формах студенты не пассивные участники образовательного процесса, а принимают активное участие в обсуждении изучаемых тем, интерактивные предполагают не только активность, но и применение разнообразных методов, приемов, технических средств, повышающих качество усвоения материала.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:

§ повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

§ усиление мотивации к изучению дисциплины;

§ формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

§ формирование коммуникативных навыков;

§ развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

§ развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

§ формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

§ сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки.

К интерактивным формам обучения относятся:

§ Деловые и ролевые игры;

§ Психологические и иные тренинги;

§ Групповая, научная дискуссия, диспут;

§ Дебаты;

§ Кейс-метод;

§ Метод проектов;

§ Мозговой штурм;

§ Портфолио;

§ Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);

§ Выступления и доклады с использованием наглядных пособий и мультимедийных средств;

§ Разбор конкретных ситуаций;

§ Круглые столы;

§ Коллоквиум

§ Вузовские, межвузовские видео – телеконференции;

§ Проведение форумов;

§ Компьютерные симуляции;

§ Компьютерное моделирование и практический анализ результатов;

§ Презентации на основе современных мультимедийных средств;

§ Интерактивные лекции;

§ Лекция пресс-конференция;

§ Бинарная лекция (лекция вдвоем);

§ Лекция с заранее запланированными ошибками;

§ Проблемная лекция.

По дисциплине «Философия» планируется не менее 30% занятий провести, используя активные формы обучения, среди них: деловые игры, дискуссии, проблемные лекции, учебные видеофильмы, слайды, семинар в диалоговом режиме, презентации, посещение выставок, музеев.

Проблемная лекция - на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Интерактивная лекция – выступление преподавателя с применением активных форм обучения: демонстрацией слайдов, учебных фильмов,организации дискуссии.

Лекция-пресс-конференция -проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Презентация на основе современных мультимедийных средств.Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.

Коллоквиум- одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и др. работы обучающихся.

Коллоквиум – это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины.

Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

Наши рекомендации