Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
«Основы философии»
ОЗО. VI курс. 401-403 группа. 050144 Дошкольное образование. 2014/2015 уч.год
Вариант №1.
Цель: показать специфику философского мышления.
Основные понятия: предмет, объект, субъект, обыденное, научное и философское мышление; идеализм и материализм, диалектика и метафизика.
1.Выпишите из философского словаря определения понятий «предмет», «объект», «субъект».
2.Выпишите из любых рекомендованных учебников, пособий и философского словаря три различных определения слова «философия».
3.Обратите внимание на общее и различное в определениях философии, подумайте над причиной этих различий и попытайтесь их объяснить.
4.Заполните таблицу и ответьте на вопросы.
Эпоха | Предмет философии | Толкование предмета философии |
Античность | ||
Средние века | ||
Новое время |
Современные концепции предмета философии.
Прагматизм | ||
Позитивизм | ||
Религиозная философия | ||
Марксизм | ||
Экзистенциализм | ||
Психоанализ |
5.Составьте список «вечных философских проблем».
6.Назовите общие принципы познания мира, которые объединяют философию с:
а) наукой;
б) религией;
в) обыденным мышлением человека.
6.Объясните, что понимается под «рефлексией», и какое отношение она имеет к философии.
7.Дайте определение понятию «функция». Перечислите основные функции философии (не меньше пяти).
Список литературы.
1.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.1, §.1-2.
2.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 1.
3. Канке В.А.Основы философии (Текст): уч./В.А.Канке - М.Логос, 2002, р. I, с.19-46.
4.Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. – Раздел 1. – М., 1991. – ч.2.
5.Поупкин Р. Философия (Текст):Вводный курс: учебник/ Р.Поупкин.- М., 1998. – с.9.
6.Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. - №8.
Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
«Основы философии»
ОЗО. VI курс. 401-403 группа. 050144 Дошкольное образование. 2014/2015 уч.год
Вариант №2.
Цель: раскрыть специфику различных форм, видов и уровней мировоззрения.
Основные понятия: мировоззрение, картина мира, философия, наука, религия, мифология.
1.Постройте структуру мировоззрения, используя понятия «ядро», «уровни», «ценности», «знания».
2.Объясните, чем обусловлена смена исторических типов мировоззрения. Назовите причины и факторы, формирующие условия для изменения мировоззрения.
3.Может ли изменяться индивидуальное мировоззрение, и если да», то каким образом, а если «нет», то почему?
4.Дайте определение понятиям «наука», «искусство», «религия» и философия.
5.Определите специфические особенности художественного, религиозного, научного и философского мировоззрения. Выделите общее и различное между этими видами мировоззрения.
1.Художествееное.
2.Религиозное.
3.Научное.
4.Философское.
6.Проанализируйте общее и различное в мировоззрении (по трём любым позициям):
· Мужчины и женщины.
· Художника и учёного.
· Архитектора и дворника
· Танцора и музыканта.
· Педагога и врача.
· Христианина и мусульманина.
Список литературы:
1.Боричевский И.А. Наука и философия (Текст)- М.: Политиздат, 1990, с. 168-175.
2.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.2, §.1.
3.Ильин И.Ф. На переломе (Текст)- М.: Политиздат, 1990, с.43-61.
4.Туровский М.Б. Мифология и философия как формы знания(Текст)- Из-во: Философские науки, 1991, №10.
5.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 2.
6. Франк С.Л. Философия и религия(Текст) - М.: Политиздат, 1990, с.319.
Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
«Основы философии»
ОЗО. VI курс. 401-403 группа. 050144 Дошкольное образование. 2014/2015 уч.год
Вариант №3.
Цель: выявление теоретической и практической значимости использования философских методов исследования.
Основные понятия: метод, методология, система, функция.
1.Существует ли специфика действия законов логики при формировании философской системы?
Аргументируйте свою позицию.
2.Раскройте содержание понятий:
а) дуализм
б) материализм
в) идеализм.
3.Назовите методы философского исследования.
4.Укажите отличия научных методов от философских.
5.Дайте определение понятию «диалектика». Проанализируйте содержание понятий «противоречие» и «противоположность».
6.Назовите отличия метафизики, взятую как метод, от метафизики, как предмета. Какую функцию выполняет в философии метафизика, понимаемая как предмет?
7.Объясните, что лежит в основе того многообразия различий в понимании предмета и самого термина «метафизика». Как соотносится метафизика и онтология? Выделите сходства и различия.
Список литературы:
1.Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание (Текст) – М.: Мысль, 1977,188 с.
2.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.2, §.1.
3.Мир философии: книга для чтения. – ч.1. – Раздел 3.
4.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 2.
5.Философский энциклопедический словарь.
Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
«Основы философии»
ОЗО. VI курс. 401-403 группа. 050144 Дошкольное образование. 2014/2015 уч.год
Вариант №4.
Цель: показать, что западноевропейское мышление в целом сформировалось в прямой зависимости от постановки онтологической проблемы древнегреческой философии и выявить основную логику исторического развития философских идей в западноевропейской философии.
Основные понятия: онтология, гносеология, натурфилософия, апейрон, субстанция.
1.Назовите отличия натурфилософии от мифологии.
2.Назовите главный вопрос, находившийся в центре поисков натурфилософии.
3.Назовите принципиальные отличия взглядов Парменида и Гераклита.
4.Укажите принципиальные отличия учения Сократа от учений предшествующих философов.
5.Сформулируйте различия взглядов Платона и Аристотеля в вопросе о природе и судьбе человеческой души.
6.Как решалась проблема изменчивости и постоянства Бытия в философии Милетской школы:
а) у Гераклита;
б) у Парменида;
в) у Демокрита;
г) у Аристотеля.
7.Сравните гносеологические учения Платона и Аристотеля:
Теория познания Платона | Теория познания Аристотеля |
8.Дайте одним словом определение общей картине мира, созданной древнегреческой философии.
Список литературы:
1.Асмус В.Ф. Античная философия (Текст) – М.: Высшая школа,1976, с.400
2.Богомолов А.С. Диалектический логос (Текст) – М.: Мысль, 1982, с.263.
3.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.2. ч. 1, §.3.
4.Залесский Н.Н. Очерки истории античной философии (Текст) – М.: 1972.
5.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. – М., Искусство. 1988.
6.Мир философии: книга для чтения: в 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.
7.Расел Т.О. История западной философии )Текст) – М.: Миор, 2000.
8.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 2.
Вариант №5.
Цель: осознать закономерность исторического перехода западноевропейского мышления от космоцентризма античности к теоцентризму.
Основные понятия: атеизм, пантеизм, деизм, теология, схоластика, свобода воли, номинализм.
1.Объясните, почему проблема «хаос и гармония» приобрела в период распада Римской империи такое значение для мыслителей.
2.Дайте определение понятия «вера», какое место она занимает в индивидуальной картине мира любого человека.
3.Проанализируйте, как изменилось содержание понятия «сомнение» в эпоху Средневековья по сравнению с Античностью.
4.Подумайте, для чего предпринимались и предпринимаются до сих пор попытки доказать бытие Бога, если основой религиозного мировоззрения является вера.
5.Какими закономерностями развития картины мира Средневековья можно объяснить переход от теоцентризма к антропоцентризму эпохи Возрождения?
6.Охарактеризуйте основные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
Список литературы:
1.Введениев философию (Текст) учеб. пособие/ Фролов И.Т. – М.: 1989, Ч.1, с. 115 – 135.
2.Горбачёв В.Г. Основы философии ( Текст): учеб. для студ. образоват учреждений.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. л.2. ч. 1, §.3.
3.Философия для средних специальных учебных заведений (Текст): учеб. пособие/ В.П. Кохановский ( и др.).- Ростов н/Д.: Феникс, 2000, гл. 2.
4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии (Текст) – М.: Высшая школа, 1991, с. 348 – 510.
Тематика домашних контрольных работ по дисциплине
«Основы философии»