Средневековая философия 5-15вв
Падение Римской империи в 5 в н.э. ознаменовало начало в Европе эпохи средних веков 5-15вв., времени феодальных отношений. В современной литературе под феодализмом понимается совокупность социально-экономических и политических отношений, присущих европейскому обществу на пути от античности к новому времени.Характерными чертами феодализма («доиндустриального») общества были: закрепощение крестьян, господство натурального хозяйства, иерархическая структура общества и медленные темпы его развития. Это была эпоха, по выражению Гегеля, эпоха «тысячелетней ночи», время послушания и покорности. В духовной сфере, общества господствовала религия, а философия стала, по известному выражению Ф.Энгельса – «служанкой богословия». Основными темами философствования были: тема Бога, как некого творящего начала бытия, источника всего сущего, также проблема соотношения веры и знания, как различных способов постижения Творца; толкование и обоснованиедогматических положений христианского вероучения, его защиту как безусловно истинного. Основными авторитетами для средневековой философии были Платон и Аристотель.
Само христианство возникла на волне кризиса и распада Римской империи, и поначалу было религией обездоленных низов и рабов. Эта религия отразила великую социальную катастрофу – крушение рабовладения и гибель огромной империи. Христианство учило, что мировой порядок создан некой внешней силой (Богом), изменить его не дано никому и поэтому остается надеяться на приход мессии (спасителя). Основы новой религии сформировалась среди древних иудеев как выражение их мечты о бессмертии и избавлении от гнета. Со временем христианство стало государственной, а затем и одной из мировых религий. В отличие от древних языческих верований, оно утвердило идею монотеизма.
В развитии средневековой («христианской») философии принято выделять два крупных периода. Первый – это патристика или учения «отцов церкви» (А. Августин и др.), которые заложили основы новой философии. Второй – схоластика (Фома Аквинский и др.), когда эта философия обрела характер систематических учений, стала достоянием общественного сознания и духовной культуры общества. В рамках схоластики можно выделить спор между реалистами и номиналистами.
Особенности средневековой философии:
1.теоцентизм («бог в центре») – признание Бога исходным принципом бытия, источником и основой всего сущего. «Все, что есть, - все от Бога».
2.Креационизм («create» – творить, создавать) – идея сотворенности мира Богом из ничего.
3. Познание мира есть откровение – самовыявление Бога в мире (священные книги, чудеса, мироточение, нетленные мощи).
4. Истина обретается не столько разумом, сколько верой. Это апологетика.
5.В истории общества и жизни каждого человека имеет местопровидение, т.е замысел Божий.История носит линейный характер, направляется от сотворения мира к Судному дню.
6.Окружающий мир иерархичен – представляет собой гигантскую пирамиду с Богом на ее вершине.
7.Философия носит догматический и авторитарный характер, т.к. положения Священного писания (Библии) рассматривается как безусловное и незыблемое. Вместе с тем в ее рамках постепенно происходило определенное развитие онтологии, гносеологии, логики, антропологии, этики, диалектики.
Патристика (3в.н.э. – 8в.н.э)– это период в истории средневековой философии, связанный с деятельностью так называемых «отцов церкви – философствующих авторов, которые придавали раннему христианству философское содержание. Патристика есть опыт рациональной систематизации христианского вероучения, создания его философских основ. Она есть, как иногда считается, переход от античной философии к подлинно философии Средних веков.
Аврелий Августин Блаженный (354-430гг.) был наиболее заметной и влиятельной личностью в философии всего периода патристики. В своих книгах, таких как «Исповедь», «О троице», «О величие души», О граде божьем»он не только показал свой путь в философию, но и раскрыл содержание собственного мировоззрения.
Августин – это крупнейший систематизатор христианства. Его взгляды состояли в следующем.
1.Бог – начало и конец всего сущего.Бог – это абсолютная личность, сотворившая мир и человека. Бог первичен и находится в центре мироздания. Он всемогущ. Бог является единственной причиной возникновения каждой вещи и любого вещества. Он не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его, совершенствуя все сущее.
Мир представляет собой лестницу – где есть высшее (бестелесное и боже6ственное) и низшее (телесное материальное). Т.е в мире существует иерархия, т.е. жестко установленный Творцом порядок – неживое-живое-божественное.
Мир, созданный Богом вещей, изменчив и пребывает во времени – прошлом, настоящем и будущем. Бог неизменен – это нечто застывшее, постоянное.
2.Бог и объект познания. Бог - источник «умственного света», т.е. способности к познанию. Божественный свет – та сила, которая высвечивает подлинную сущность вещей. Лишь в состоянии озарения человек сможет постичь истину и отличать ее от заблуждений.
Августин проповедовал тезис о превосходстве веры над разумом.Знания черпаются из двух источников: первый – чувственный опыт, но он дает поверхностные и ограниченные знания. Второй источник – знания, полученные от других людей и приятые на веру. Они - коллективный опыт и поэтому обладают достоверность. Разум подчинен вере. «Верь, что бы понимать». Путем веры обретается подлинная мудрость.
3.О душе. Душа от Бога и поэтому бессмертна. Она выше тела, и поэтому от человека требуется постоянная работа над своим внутренним миром, погашая влечения и страсти. Душа есть только у человека. Она не материальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие функции – разум, воля и память. Душа есть, по Августину, «разумная субстанция, приспособленная управлять телом». Большую роль играет воля, т.е. благодаря ее усилиям становится возможным деятельность разума и обретение веры.
4. В человеке все от бога. Следовательно, он не свободен, т.к. все предопределено свыше. Все благо в мире от Бога, а зло это отсутствие добра. Источник этого – в свободной воле человека, т.е. он отошел от воли Бога, от его заповедей и запретов. Грех – это бунт смертного тела против бессмертной души и поэтому человек нуждается в божественной поддержке и покровительстве. С грехопадения Адама и Евы началась длительная история грехопадения человечества, а смерть стала наказание за грехи. Спасение человека возможно только через возврат к Богу, через добрые дела с помощью и под руководством Бога. Поэтому Бог не только творец, но и спаситель. Жизнь по Богу – единственно достойный способ существования.
5.О государстве и обществе.Социальное неравенство является принципом бытия общества. Это результат грехопадения человечества, в ходе чего разрушилась прежняя райская жизнь и благополучие. Иерархичность в обществе тоже естественна для всего окружающего мира. Но все же, люди равны в том смысле, что имеют единое происхождение и несут одинаковую ответственность перед богом.
Особое место в обществе занимает церковь. Она является сообществом верующих людей, представителем Бога на земле. По мнению Августина, государство должно быть ниже церкви, т.к оно основано на эгоизме людей и они постоянно борются, воюют, конфликтуют. Государство – это царство греха, братоубийства. Государство должно быть подчинено церкви и иметь теократический характер (т.е. государство подчинено церкви).
6. Об истории.Вся история человечества - есть борьба двух градов («царств») –божьего и земного. «Божье царство», Град Божий – это меньшая часть человечество, это люди верующие и добропорядочные, это мир добра и красоты. «Град земной» - это люди алчные и эгоистичные, отвергнувшие Бога, падшие ангелы, это мир зла и сатаны. Со временем, наступит конец истории и праведники окончательно соединяться с Богом. Неправедники будут осуждены и отправлены на вечные мучения. После страшного суда наступит эпоха тысячелетнего царства справедливости и всеобщего счастья. Это будет конец истории. История имеет начало (сотворение мира), кульминацию (приход Иисуса Христа) и завершение (второе пришествие Христа и Страшный суд).
Значение творчества Августина – он систематизировал христианство и придал ему литературный характер.