История как процесс развития человечества. Проблема смысла истории
Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.
Хотя сам термин “философия истории” принадлежит французскому просветителю Ф.Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития впервые поставил немецкий просветитель Гердер в работе “Идеи к философии истории человечества”(1784). Он же выдвинул идею о единстве исторического процесса, в который вовлекаются все народы, в конечном счете, приходя к единому общечеловеческому будущему.
В общем, философия истории отвечает на вопрос об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Но она не описывает логику нашего исторического бытия, наше будущее безотносительно представлениям о чаемом и должном, о желательном ходе событий и их счастливом финале.
Философия истории в эпический период греческой мысли была ни чем иным, как философией вечного возвращения. Полисное время углубило эту концепцию, разработало ее в деталях и превратило в философию периодических мировых пожаров у Гераклита и Эмпедокла. Это уже была не столько философия вечного возвращения, сколько философия материального развития человеческой истории от первобытных времен до тогдашней современности, включая идею бесконечного развития. Недостаточность такой концепции и стали восполнять Платон и Аристотель, опять признавшие слитность времени и вечности. Здесь вновь водворился на свое прежнее место чувственно воспринимаемый космос, а философия истории стала проявлять себя по преимуществу как диалектика внутрикосмического душепереселения и душевоплощения.
В трудах Платона все души каждое тысячелетие по закону необходимости должны сами выбирать свою собственную жизнь на последующее тысячелетие. Перед своим воплощением в новую земную жизнь души испивают воду Леты, т.е. реки забвения, и тут же забывают все то, что они сами для себя выбрали. Та реальная человеческая история, которую мыслит Платон, обязательно есть слияние свободы и необходимости. Человек совершенно свободен во всех своих поступках и во всех своих исторических деяниях, но вся эта человеческая свобода необходимым образом ограничена, основана на природе всякого действующего человека.
Таким образом, мы должны сказать, что у этого философа зрелой античной классики оказались вполне осознанными и идея целостности исторического процесса, и идея его определенной смысловой направленности, и та диалектика свободы и необходимости, без которой вообще трудно представить законченную философию истории. В утопическом государстве Платона все настолько вечно, прекрасно и незыблемо, что здесь уже прекращается живая история и ход времени.
Философия истории Аристотеля сводится к тому, что время оказывается подвижным образом вечности, так же и свою политию он мыслит как некоего рода образ вечности. Полития есть основанная на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически определенную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, во всей своей жизненной целеустремленности, т.е. Аристотель выступает продолжателем идеи Платона.
Философия истории Средневековья, можно сказать, была полностью основана на идее Божественного провидения. Бог выступал первопричиной всякого движения и всех процессов. История в концепции Августина (IV в.н.э.) рассматривается как длительный, целенаправленный процесс "спасения" человечества, обретения им утраченного единства с богом.
К.Маркс и Ф.Энгельс предложили концепцию материалистического понимания истории. В рамках этой концепции решающее значение в осмыслении общественной жизни придается экономическим и социокультурным моментам, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношением.
Фридрих Ницше: “Что жизнь нуждается в услугах истории, это должно быть понятно с той же ясностью, как и другое положение – что избыток истории вредит жизни. История принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и, наконец, как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении. Этой тройственности отношений соответствует тройственность родов истории, поскольку можно различать монументальный, антикварный и критический род истории… Монументальное воззрение на прошлое, т.е. изучение того, что является классическим и редким в прежних эпохах, полезно тем, что человек научается понимать что-то великое, которое некогда существовало, во всяком случае, хоть раз возможно и что оно может стать возможным когда-нибудь еще раз… история принадлежит тому, кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, что он есть.… Само прошлое подвергается искажению, пока история призвана служить жизни и пока она подчинена власти жизненных инстинктов… Избыток истории подорвал пластическую силу жизни, она не способна пользоваться прошлым как здоровой пищей… Мы больны историей”.
Философия истории – это изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души.
Основной вопрос философии истории – это вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени.
История в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание. Это содержание состоит в том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни, в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в значительной мере опосредованы человеческой личностью, ибо проходят через его внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты. В этом смысле история персоналистична. История всецело не подчиняется человеческому произволу, но развиваясь через человека, она имеет человеческое лицо. Выбрасывая из истории глубинное, внутреннее содержание личности, мы, тем самым, рискуем выбросить из нее все наиболее существенное.
Исходя из выше сказанного, великие мыслители понимали смысл и цели истории по-разному, но все они хотели увидеть в чем-то этот смысл. Иными словами, философия истории содержит вненаучную посылку, связанную с человеческой потребностью иметь гарантированную историю. Сами представления об источниках этих гарантий менялись: Божественное провидение, логика просвещения (рационализация сознания и поведения), исторический и научно-технический прогресс, экономический рост – все это суть превращенные формы мифа гарантированной истории. Гарантия конечного счастливого итога истории покупалась ценой отказа от свободы.
Сегодня в области философско-исторического мышления мы наблюдаем ту же диалектику гарантии и свободы. Коммунистическое государство давало определенные социальные гарантии людям, но лишало их свободы выбора. Потом люди получили свободу выбора, но ценой утраты социальных гарантий. В философии истории действует та же дилемма:
либо та или иная глобальная историческая концепция обещает нам гарантированную историю – ценой исключения альтернатив, а значит и свободы исторического выбора;
либо она открывает имеющиеся в истории альтернативы, а вместе с ним и нашу свободу идти в том или ином направлении, но ценой риска ошибок, противоречий и срывов.
Именно этим переходом от гарантированной к рисковой, богатой альтернативами истории, характеризуется современное историческое сознание. Именно присутствие человека в истории не в качестве пассивного продукта среды и обстоятельств, а в качестве субъекта, действующего в горизонте негарантированного и непредопределенного будущего, делает исторический процесс многовариантным и нелинейным. Как пишет французский историк Л.Февр, история “перестает быть надсмотрщицей над рабами, стремящейся к одной убийственной мечте: диктовать живым свою волю, будто бы переданную ей мертвыми”. Вместо того, чтобы быть догматическим пророчеством о единственно возможном будущем, она объединяет две разные формы знания, одна из которых связанна с открытием новых возможностей человека в истории, другая – с открытием новых опасностей. Первый тип знания может быть назван проспективным, или проективным, второй – предостерегающим.