Семинар-дискуссия «Проблема смысла истории и будущего человечества в современной философии»

Цель занятия:на основе современных философских концепций определить смысл и направленность исторического процесса.

Установка:опираясь на работы конкретных авторов, сформулировать собственную позицию по данной теме.

Требуемое время: - самостоятельная работа студентов вне аудитории (за 2-3 недели до занятия)

- аудиторное обсуждение (1.5-3 часа)

Состав участников: - преподаватель

- участники рабочих групп (по 2-3 человека в группе)

- экспертная группа (3 человека)

Порядок проведения игры-дискуссии:

6. Распределение рабочих групп

7. Изучение участниками рабочих групп литературы по теме и подготовка выступлений (презентаций)

8. Выступление с докладами (7-10 минут) от каждой рабочей группы

9. Аудиторное обсуждение

Аудиторное обсуждение

Рассмотрение темы включает дискуссионный анализ следующих вопросов и того, как они отражаются в творчестве (работе) избранного философа ХХ-ХХI вв.:

- проблема направленности исторического процесса;

- проблема социального прогресса и его критериев;

- проблема смысла истории;

- глобальные проблемы современности и пути их решения;

- проблема достоверности предвидения будущего.

Перечень авторов и произведений

1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М., СПб., 2000.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

4. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. – М., 2004.

5. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса// Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. – Т. 2. – М., 1993.

6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

7. Гор А. Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/ Под ред. В.Л.Иноземцева. – М., 1999.

8. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. – М., 2003.

9. Гэлбрейт Д.К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд// Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

10. Дракер П. Посткапиталистическое общество// Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

11. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. – М., 1995.

12. Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация// Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

13. Кайзерминг Г. фон. Америка. Заря нового мира. – СПб., 2002.

14. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

15. Мидоиз Д., Мидоиз Д., Рандерс Й. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее?// Новая постиндустриальная волна на Западе.– М., 1999.

16. Моисеев Н.И. Судьба цивилизации. Пути разума. – М., 2000.

17. Нейсбит Дж. Мегатренды. – М., 2003.

18. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2002.

19. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

20. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1992.

21. Тоффлер О. Третья волна. – М., 1998.

22. Тоффлер О. Шок будущего. – М., 2003.

23. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1987.

24. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М., 2004.

25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

26. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

27. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса// Эрн В.Ф. Сочинения. – М., 1991.

28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Каждый участник (рабочая группа) выбирает для анализа произведение (произведения) из предложенного списка и на их основе готовит доклад-презентацию в соответствие с заданным планом.

Итоги дискуссии подводят группа экспертов и преподаватель. В обсуждении принимает участие вся группа. Результаты определяются на основе метода оценок.

Приложение 1. Лист оценок

критерии Структура доклада и логика изложения Глубина изучения проблемы. Отсылка к источникам. Обоснованность и новизна выводов Представление доклада (стиль изложения, манера выступления, наглядность) Ответы на вопросы Общий балл
Рабочая группа
             
             
             
             
             

Оценка от 0 до 3 баллов за критерий

Приложение 2. Критерии оценки публичного выступления

1) Содержание речи:

использование научных источников; личные знания и опыт; личные контакты;

средства массовой информации.

2) Вступление:

привлечение внимания; установление контакта с аудиторией.

3) Главная часть выступления:

наличие структуры и плана; логичность и убедительность; привлечение фактов и статистики; ссылки на авторитеты; использование наглядных пособий.

4) Заключение:

суммирование содержания выступления; эффект воздействия; общий вывод или оценка.

5) Изложение выступления:

краткость; ясность и точность изложения; простота и доходчивость изложения.

6) Поведение на трибуне:

внешний вид; движения, мимика, жестикуляция; уверенность; поза.

7) Техника речи:

звучность и громкость голоса; интонации; дикция; темп речи.

8) Умение аргументировано отвечать на вопросы.

Задания для самоконтроля

Базовый уровень подготовки

1. Первый древнекитайский «социальный реформатор», стремившийся предотвратить разложение общества при помощи правильного воспитания людей – в духе прошлого, уважения к окружающим, человечности:

а) Мо-Цзы б) Конфуций в) Будда г) Аристотель

2. Философская категория, обозначающая реальность, ведущее ка­чество которой — существовать.

А) бытие Б) существование В) сущность Г) жизнь

3. Представителем средневековой патристики является…

А) Аристотель Б) Фома Аквинский

В) Августин Блаженный Г) Николай Кузанский

4. Античный философ, создатель теории идеального государства.

А) Анаксимен Б) Сократ

В) Платон Г) Фома Аквинский

5. Основные философские направления Нового времени:

а) пантеизм и гуманизм б) рационализм и эмпиризм

в) материализм и идеализм г) патристика и схоластика

6. Теория «непротивления злу насилием» принадлежит:

а) Ф.М. Достоевскому б) Н.Г. Чернышевскому в) Л.Н. Толстому г) Н.А. Бердяеву

7. В основе экзистенциализма находится учение о…

а) социальном прогрессе б) человеческом существовании

в) законах природа г) методах познания

8. У России свой путь развития, собственные ценности (православие, крестьянская община, соборность), утверждали:

а) почвенники б) славянофилы

в) западники г) консерваторы

9. Учение К.Маркса определяют как…

а) диалектический материализм б) объективный идеализм

в) метафизический материализм г) вульгарный материализм

10. Направление в философии XX в. объясняющее природу человека с точки зрения наличия в структуре личности бессознательного как главного мотиватора его поведения, называется…

а) позитивизм б) психоанализ

в) персонализм г) реализм

Повышенный уровень

1. Можно ли сказать, что философия – это познание, философия – это нравственность, философия - это логика?

2. О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разрежения воздуха»?

3. Назовите английского философа Нового времени, автора высказывания «Знание – сила». Что Вы о нем можете рассказать?

4. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Ответьте на вопросы:

А) Какой недостаток философии указывается Марксом?

Б) Означает ли это, что с точки зрения Маркса философия больше не нужна?

В) Какую роль должна играть философия?

5. Перечислите известных Вам мыслителей, представителей русского Просвещения:

А)

Б)

В)

Базовый уровень подготовки

1. Европейская культура формировала человека…

а) с помощью акцента на институциональных формах воспитания человека б) с помощью подчеркивания ценности развития индивидуальных качеств в) с помощью акцента на формировании коллективистских качеств г) не исключая восточные традиции

2. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…

а) Д. Белл б) О. Шпенглер в) К. Ясперс г) М. Вебер

3. Образ человека в античный период …

а) космоцентричен б) теоцентричен в) социоцентричен г) антропоцентричен

4. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во)...

а) II-й половине XX в. б) начале XX в. в) ХVIIIв г) конце XIX в.

5. Какая из существующих точек зрения по поводу возникновения человека является наиболее научнообоснованной?

а) космологическая б) эволюционная в) теологическая в г) уфологическая

6. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...

а) либерализм б) сциентизм в) прагматизм г) антисциентизм

7. Человек по своей природе является … существом:

а) биологическим б) социальным в) политическим г) биосоциодуховным

8. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть...

а) психология б) этика в) эргономика г) эстетика

9. Качества, прежде всего, определяющие человека как разумное существо …

а) знание (эрудиция) б) способность планировать свою деятельность и управлять своим поведением в) наличие нравственного долга г) профессионализм

10. Общество – это…

а) единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех б) продукт взаимодействия людей

в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания г) организованная форма совместной деятельности людей

Повышенный уровень подготовки

1. Категория «бытие» указывает на единство:

а) материи и идеи б) природы и общества

в) объективной и субъективной реальности г) Бога и человека

2. Наиболее общее определение движения можно рассматривать как…

а) всякое передвижение вообще б) отсутствие покоя

в) атрибут материи г) всякое изменение вообще

3. Идеальное – атрибут…

а) материи б) того, чего нет в объективном мире

в) сознания г) пространства

4. Протяженность – атрибут:

а) времени б) пространства в) движения г) материи

Наши рекомендации