Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта
Новое время – век свободомыслия (XVII) и век просвещения (XVIII). Духовный потенциал этой эпохи опирается на процессы развития буржуазных экономических отношений и на великие научные открытия И. Кеплера (законы обращения планет), Г. Галилея (объяснение сущности ускорения и формулировка закона падения тел), И. Ньютона (законы тяготения). Под влиянием успехов механико-математического естествознания в философии складывается механистически-метафизическая картина природы. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и модель. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в их ход.
Родоначальником английского материализма и методологии опытной науки (эмпиризма) является Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), автор труда «Новый Органон» (орудие, инструмент).
Главное внимание Бэкон сконцентрировал на познании природы, считая, что истина, извлеченная оттуда, особенно нужна человеку. Весьма популярный и в наше время лозунг «знание – сила» восходит к Бэкону.
Бэкон представил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании, на описании многообразных фактов природы.
Им разработана подробная классификация наук, дана типология заблуждений человеческого ума, обоснован эмпирический метод и описаны различные виды опытного познания, сформулирована индукция как метод исследования законов природных явлений.
Согласно учению Бэкона об идолах (призраках[5]), существует четыре разновидности идолов. Первую из них Бэкон называет призраками рода. Они присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. Чувства либо отказывают нам в своей помощи, либо обманывают нас. Ум имеет свои изъяны, так как «уподобляется кривому зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
Наиболее яркое проявление идолов рода, свойственное чувствам и уму, – постоянное истолкование природы «из аналогии человека». Оно находит свое выражение в телеологическомее истолковании, в приписывании природе не свойственных ей конечных целей.
К идолам рода следует также отнести свойственное человеческому уму стремление к обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов. Поэтому, подчеркивает Бэкон, к крыльям ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к земле, к фактам.
Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно, но можно нейтрализовать, максимально затормозив их вредоносное действие.
Другую разновидность идолов Бэкон называет призраками пещеры. Кроме идолов, общих всему человечеству, у каждого человека имеется «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Свое выражение в идолах пещеры находят индивидуальные особенности человеческой физиологии и психики, определяемые характером данного человека, его воспитанием и др. особенностями его судьбы. Преодоление этих идолов возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный.
Третья разновидность идолов – идолы площади. Они порождаются речевым общением людей, в процессе которого они воображают, что «их разум повелевает словами». Эти идолы самые тягостные, ибо слова часто извращают логику рассуждения. Особенности речи, человеческого языка порождают многочисленные ошибки.
Критика идолов площади направлена против несовершенства обыденного мышления. Люди не понимают того, что слова – это только имена, знаки, посредством которых происходит общение. Слова говорят не о том, что такое вещи сами по себе, а о том, что они значат для людей. Примеры идолов площади – бесчисленные споры о словах. Имея дело со словами, никогда не следует забывать о том, что стопроцентная объективность существования принадлежит прежде всего индивидуальным вещам.
Последняя разновидность идолов – идолы театра. Они порождаются слепой верой в авторитеты, в традиционные доктрины и системы. Бэкон выступил против нерассуждающей, догматической веры в авторитеты, тормозившей и разрушавшей непредубежденное исследование истины. Отвергая рабское следование авторитетам, Бэкон выразил согласие с теми, кто называет «истину дочерью времени, а не авторитета».
Как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они все же преодолимы, и познание объективной истины возможно.
Таким средством стал разработанный Бэконом метод опытно-индуктивного исследования природы.
Суть опытно-индуктивного метода исследования состоит в постепенности образования новых понятий, постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте и необходимости максимальной опоры на разум в анализе этих фактов.
Свой метод Бэкон уподобляет искусству пчелы, которая, извлекая нектар на полях и в садах, перерабатывает его в мед собственным умением.
Сущность индукции, по Бэкону, состоит в непрерывном и постепенном обобщении – от частных фактов к более общим положениям. Такое индуктивное обобщение призвано исправить недостатки разума. Эксперимент делает то же самое в отношении чувств.
Сам термин «индукция» впервые ввел Аристотель и трактовал индукцию как восхождение от единичного к общему. У Бэкона же индукция становится главным средством научного познания природы.
В Новое время в результате развития математики и естествознания складывается рационализмкак целостная система гносеологических воззрений.
Рене Декарт(латинизированная фамилия – Картезий, 1596 – 1650) – основоположник рационализма философии Нового времени, гениальный математик, создатель алгебры и аналитической геометрии. Автор трудов: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии» и др.
Разработал рационалистический метод «Универсальная математика»:
1 правило – признавать только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью, не оставляя сомнений в содержании мыслимого (интуиция как естественный интеллектуальный свет);
2 правило – мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы, отправляясь от них, прояснить все трудности, сколько бы их ни было;
3 правило–придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы ее от самых простых элементов, выявленных предшествующим анализом, к познанию наиболее сложного;
4 правило – синтез (достоверность каждого звена цепи гарантируется достоверностью всех остальных).
Таким образом, рационализм Декарта подчеркивает значение достоверного знания, ориентированного на математику; концентрирует внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины; является прямой противоположностью эмпирического метода Бэкона.
Принцип очевидности, или достоверности, тождественен требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума, отказу от всех суждений, принятых на веру, установке не на усвоение чужих мнений, а создание собственных.
Согласно Декарту, сомневаться можно и должно во всем содержании нашего знания. Он приводит аргументы, показывающие недостоверность чувственного восприятия: палка, опущенная в воду, кажется сломанной, четырехугольная башня издали – круглой и т.д.; отсутствует четкая граница между явью и сном. Обе эти группы аргументов вскрывают недостоверность или призрачность наших знаний о внешних вещах, включая и наше собственное тело. Сомнению можно подвергнуть и положения математики. Следовательно, мы всегда погружены в пучину сомнений. Но в этом состоянии нашего духа имеется один совершенно надежный момент – сам факт наших сомнений, выражающий определенное состояние нашей мысли. Сомневающийся всегда мыслит (даже во сне), а если мыслит, значит существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). В этой истине никто сомневаться не может, ее можно рассматривать как высшую изо всех наших интуиций.
Естественный свет разума в человека вкладывает Бог. Познавательная деятельность человека слагается из трех классов идей. Первая разновидность – идеи, получаемые каждым человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями. Например, идея Солнца, имеющаяся у каждого человека.
Вторая разновидность идей образуется в уме человека на основе идей первого рода. Например, они могут быть или фантастичными, или более реалистичными, как идея того же Солнца, которую образует астроном на основе внешней чувственной идеи, но более обоснованно и глубоко, чем обычный человек.
Однако для процесса познания наиболее важную роль играет третья разновидность идей – врожденные (естественный свет, интеллектуальные интуиции). К ним относятся: материальные идеи (протяженность, фигура, движение); духовные и одновременно материальные идеи (существование, единство, деятельность); духовная идея Бога в человеческой душе.
Существуют и врожденные аксиомы, представляющие собой связь между понятиями нашего мышления («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего не может произойти нечто», логический закон тождества, «я мыслю, следовательно, я существую»).
Врожденность идей не означает, что они всегда имеются в человеческом уме как готовые. Врожденность означает только предрасположенность, склонность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными, отчетливыми и очевидными.
С ними тесно связана и проблема заблуждения. Только размышляющий, познающий человек усваивает те истины, которые заключены в природе вещей.