Предмет философии образования
Цель изучения темы: Раскрыть содержания понятия института образования; представить системно предмет философии образования.
Основные вопросы темы: Философский анализ педагогической трактовки образования. Философская модель образования. Системное и содержательное представления предмета философии образования. Методологические функции философии образования.
В педагогике образование в широком смысле рассматривают как социальный институт, задающий (нормирующий) в обществе процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта с целью становления человека (превращения его в личность).
Для нас важно вычленить философскую суть, базовые характеристики образования как социального института. С этой целью проанализируем это определение с позиций логики. Здесь естественным образом усматриваются и выделяются следующие системообразующие понятия.
Трансляция (...процесс ... передачи ...).
Культура (...социально значимый опыт ..., включающий все богатство социокультурных программ общества). Сделаем несколько пояснений. Под культурой мы понимаем то содержание социального опыта, которое обладает положительным значением для человеческого рода, является ценным с точки зрения объективного процесса развития общества и человека. (культура есть система позитивных социальных образований). В культуре выделяют три ее слоя или три вида: информационная культура (знания, теории, гипотезы, представления, понятия, определения и т. д. всех видов и уровней: знаю); операциональная культура (правила, приемы, методы, технологии, нормы и т. д. всех видов и уровней: умею, могу) и мотивационная культура (позиции, отношения, ориентации, убеждения, желания, влечения, цели, интересы, долженствования и т. д. всех видов и уровней: хочу, убежден, должен).
Общество, социум (...общественно организуемый ...). Об обществе мы уже говорили. Часто будет встречаться и понятие социум к которому относят все социальное в обществе. Можно сказать, что социум - это общество без человекотворных материальных систем (техносистемы, экосистемы и т. д.).
В содержании понятия образования неявно присутствует инструмент нормирования образования, образовательной деятельности (… нормируемый …), каковым выступают специально учреждаемые институты общества или само государство.
Понятие «становление» представляет собой один из модусов (разновидностей) снятия оппозиции «Человек - Общество» (личностно ориентированные и социокультурные программы) и поэтому является производным. В дальнейшем вместо становления человека мы будем говорить о его социализации (включение человека в наличную систему социальных отношений путем передачи ему и освоения им социального опыта), предпочитая это понятие, как более адекватно отражающее сущность и механизмы снятия оппозиции «Человек - Общество».
Сказанное позволяет дать следующую философскую трактовку системы образования:
Образование представляет собой исторически обусловленную, нормируемую трансляцию культуры в обществе (социуме), с целью социализации человека.
Ясно, что в такой широкой трактовке образование позиционировано как социальный институт общества.
Образование как социальный институт, как система, как целостный объект изучается теорий образования - эдукологией (лат. educo - воспитание, образование; греч. logos - слово, учение). У объекта «образование», как и у любого другого объекта вообще, есть много сторон, явлений, элементов, ракурсов, срезов, отношений с другими объектами и т.д., называемых предметами этого объекта: социология образования, экономика образования, педагогика, дидактика, теории и методики обучения конкретным дисциплинам (частные методики) и пр. Объектом изучения философии образования предстает само образование как единая система, как объект. Но философия образования изучает этот объект со своих позиций, свою сторону образования, свой предмет. Каков он? Мы представим философию образования в виде системы - набора нескольких базовых элементов с указанием основного, базового отношения между этими элементами.
При таком подходе предмет философии образования обязательно включает в себя человека в качестве одного из элементов. Очевидно, два других элемента - это собственно образование как социальный институт общества и само общество. Наконец, и конституирование образования в социальный институт, и его функционирование невозможно без государства (даже в его архаичных формах), как основного нормирующего элемента.
Таким образом, предметом философии образования является система, базисными элементами которой являются элементы: Человек, Образование, Общество, Государство.
Элементы этой системы выписаны явно, а базисным отношением выступает трансляция культуры, задающая всю сложнейшую гамму возникающих здесь отношений и проблематику философии образования: детерминанты образования, движущие силы и источники содержания образования, роль учителя и ученика в системе образования, образование для человека и общества, генезис образования, деятельности в системе образования (обучение, воспитание, образовательные технологии и пр.) и т.д.
Теперь мы можем сказать, что предмет философии образования - это система «Человек - Образование - Общество - Государство» с базисным отношением «трансляция культуры».
Из сказанного, в частности, вытекает, что важнейшими подсистемами предмета философии образования являются все его подсистемы, содержащие элемент «образование»: «Человек - Образование», «Образование - Общество», «Образование - Государство», «Человек - Образование - Общество», «Человек - Образование - Государство», «Образование - Общество - Государство». Эти подсистемы задают один из возможных способов тематизации проблематики философии образования. Отсюда видно, что уже первичная оценка проблематики философии образования выделяет две основополагающие проблемы: первая - место и роль образования в жизни человека; вторая - место и роль образования в жизни общества и государства.
Предмет философии образования можно артикулировать содержательно: философия образования вычленяет и изучает предельные, глубинные основания функционирования образования. Это поиск ответов и сами ответы на вопросы: почему, зачем (детерминанты, движущие силы, цели и функции образования), чему (содержание образования), кто (учитель), как (средства, методы, технологии образования), где, в каких формах (образовательные учреждения, уровни образования и т.д.) происходит, проводится, протекает образование человека.
Содержательная трактовка предмета философии образования позволяет по иному тематизировать основное содержание философии образования и как исследовательской области, и как учебного предмета. В фокусе внимания философии образования неизбежно оказываются проблемы: способностей и потребностей человека (почему, зачем); соотношение педагогической деятельности в обществе с другими типами деятельности (учитель, ученик); социальное и политическое бытие образования (где, в каких формах); связи и отграничения общего и профессионального образования; философское содержание базовых концептов образования (таких, например, как образование, обучение, воспитание); учитель и учебный предмет в системе образования (содержание); философские основания методов и средств образования; эдукогенез и его модели и т.д.
И системная, и содержательная трактовки предмета философии образования эксплицируют целый ряд ее функций. В качестве важнейших из них могут быть выделены следующие: гносеологическая, методологическая, аксиологическая и праксиологическая функции.
Гносеологическая функция философии образования реализована в философском осмыслении системы образования в обществе: детерминанты возникновения, структура, движущие силы и т.д.
Методологическая функция обнаруживает философский статус методов исследования, принципов, используемых в теории образования, педагогике и т. д.: наблюдение, педагогический эксперимент, философский анализ оснований методов воспитания, обучения и т. д.
Познавая, философски изучая образование, человек неизбежно вырабатывает свое отношение к нему, оценивает его, сравнивает во времени и пространстве различные системы образования, вырабатывает, формирует некий идеал образования. Здесь и представлена аксиологическая функция философии образования.
Человек не только познает образование, но и старается его преобразовать (изменить, заменить) в соответствии с целями, задаваемыми образовательным идеалом. Отношение к преобразованию образования (возможность, необходимость, целесообразность, границы и т. д.) задает праксиологическую функцию философии образования (выражением праксиологической функции философии образования является, например, понятие реформы образования).
Контрольные вопросы и задания
1. Выделите системообразующие понятия педагогической трактовки системы
образования.
2. Как обосновать, что образование является социальным институтом?
3. Обоснуйте системное представление предмета философии образования.
4. Представьте примерную тематизацию философии образования, исходя из ее
системного и содержательного представления.
5. Представьте свое видение основных функций философии образования.
Тема 3