Рациональность философии

Становление философии из мифологии позволяет определить ее как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает «разум».

Что включает в себя рациональность? Ее можно выразить формулой Р = П + Л + Д, где Р — рациональность, П — понятий-ность, Л — логичность, Д — дискурсивность. Определим составные части рациональности. Понятийностьозначает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам. Эти правила таковы: 1) существенность определения, т.е. представимость в нем наиболее важных обобщенных свойств предметов; 2) всеобщностьопределения, т. е. принадлежность описанных в нем признаков любому конкретному объекту, принадлежащему к определяемому классу; 3) однозначность определения, т.е. признание его правильным всеми людьми; 4) положительностьопределения, т.е. включение в определение имеющихся, а не отсутствующих свойств.

Значение понятий в философии столь велико, что Гегель определил философию как «познание посредством понятий»2. Понятие, по Гегелю, обладает свойством саморазвития, и именно с саморазвития понятий начинается философия.

Второй составной частью рациональности является логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являвшейся на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов.

Третья составная часть рациональности — дискурсивность. Слово «дискурсия» не надо путать со словом «дискуссия», означающим «обсуждение чего-либо». Дискурсия характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения.

Одна из важных задач рационализации — прояснение мыслей. Три составные части рациональности развиты в каждом человеке неодинаково, но все они необходимы для философствования, и их наличие определяет рациональность философии как отрасли культуры.

Рациональность — основное свойство философии.Но имеют значение и те, на основе которых возникла философия как отрасль культуры. Это интуиция, пришедшая из мистики; стиль изложения, чувство и воображение — главные для искусства; синтез и смысл — присущие мифологии.

Задание №3: Раскрыть функции философии.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредствен­но связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выпол­няет при этом многообразные функции.

1.Мировоззренческая функция.Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в отли­чие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функ­цию. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философ­ских учениях, связанных с наукой.

2. Гносеологическая функция (напомним: от греч. gnosis — знание).В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимо­действии субъекта и объекта познания постигается истина. Ис­следуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистиче­ское направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria — опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чув­ственном познании, недооценивая активную роль в познании теоре­тического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio — разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значе­ние чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента

3. Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наи­более общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дис­циплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в еди­ную целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

5. Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвер­гай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует оважности критического подхода по от­ношению к существующему знанию исоциокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необхо­димо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструк­тивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а неабстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция (греч. axia — ценность) выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетиче­ских, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает про­блема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7. Социальная функция философии является довольно многопла­новой по своему содержанию и охватывает различные аспекты обще­ственной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу —объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в обществен­ной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Имен­но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлю­щих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели инаправить усилия на организацию коллективных действий по их до­стижению. аким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое су­ществование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор.

8. Прогностическая функция философии предполагает формулиров­ку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятнос­ти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опи­рается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропо­нимания.

Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностиче­скую и т. д. Вместе с тем только через их целостное единство проявля­ется специфика и сущность философского знания.

Важность выполняемых философией функций подчеркнем проница­тельным высказыванием русского философа Г. Челпанова: «...самой важ­ной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний .

Задание №4: Выявить, каксоотносятся философия и мировоззрение

Наши рекомендации