Основные концепции взаимосвязи философии и науки: дуалистическая (антиинтеракционистская) и диалектическая

Дуалистическая концепция

Дуалистическая концепция проповедует дуализм между философией и наукой, абсолютное их равноправие и самодостаточность каждой из них.

Представители этой концепции предполагают, что у философии и науки свои предметы и методы, исключающие возможность влияния философии на науку и наоборот.

Философия в этом случае относиться к гуманитарной культуре. Предмет философии является человек и его отношение к богу, космосу, самому себе. Отношение человека зависит не столько от характеристик бытия, сколько от целей. Отношение человека к миру не выводиться из знания этого мира, а задается.

Главный предмет философии – мир ценностей, не имеющий отношение к объективному миру.

Строгий логический язык чужд философии, он ближе к поэзии, живописи. Ни какая система ценностей не может стать принятой им, пока не будет пережта на личном опыте.

Не только конкретные науки ничего не могут дать философии для решения ее проблем, но и философия ничего не может дать науке.

Диалектическая концепция

Суть концепции – утверждение взаимосвязи между наукой и философией и их взаимодействие как равнозначных. Объективной основой взаимосвязи является единство общих, всеобщих и частных законов. Философия и наука дополняют друг друга в рамках целого.

И натурфилософия и позитивизм стремятся противопоставить один вид знаний другому, как более ценный. Эта ошибка связана как со спецификой, так и взаимосвязью. Посредством своего категориального аппарата философия стремится отразить реальное единство всех видов человеческой деятельности. Отражая это единство, философия выражает самосознание эпохи, ее духовной квинтэсенции.

Фактуальный базис философии гетерогенен (неоднороден) и не однозначен по содержанию. Он включает в себя результаты теоретического, практического, научного, и художественного освоения действительности.

Философское знание не может в той же степени быть рациональным, что и частные научные знания. Философское знание является умозрительным, но менее доказательным, чем частное научное знание.

Необходимость общения ученых к философии:

1. Объективная взаимосвязь предметов их исследований

2. Характером самого процесса научного познания

Процесс познания имеет ярко выраженный творческий и социально обусловленный характер. Этот процесс обусловлен целым спектром составляющих социальный фон данной науки представлений и принципов научного характера.

Как показывает история науки именно на основе определенных антологических, гносеологических, логических, методологических и других основаниях строятся различного рода модели, даются их интерпретации и перспективы их использования. Философские основания науки является тем посредствнным звеном, связывающим научные знания:

1. Антологические основания представляют принятые в той или иной науке общие представления о мире

2. Гносеологические основания науки – представление о характере процесса научнного познания, соотношение чувственного и сознаня, теории и опыта.

3. Логические основания – принятые в науке правила абстрагирования, правила вывода.

4. Методологические основания науки – представление о методах получения истиного знания, способах доказательства и теориях.

5. Ценностные основания науки (аксеологические) – принятые представления о практической и теоретической значимости, о ценностях науки и о ее представлениях об этических.

Влияние философии на науку зависит от уровня научного познания (теоретическое и эмпирическое), этапа развития науки (эволюционного и революционного), от степени ее зрелости.

24. Позитивизм XIX в.: проблема сущности науки в философии О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера

Основателями позитивизма являются французский философ и социолог Огюст Конт (годы жизни 1798-1857) и его современник Герберт Спенсер (1820-1903гг.).

Позитиви́зм – философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Один из основных тезисов позитивизма – это подлинное положительное или позитивное знание о действительности можно получить только в результате развития отдельных конкретных наук.

Классификация науки по Конту включает следующие виды научного знания:

- Математика

- Астрология

- Физика

- Химия

- Психология, которая делится на биологию и социологию (соц. статика и соц. динамика)

Принцип познания по Конту:

- движение от простого к сложному (Декарт)

- движение познания от абстрактного к конкретному (Гегель)

- временной или хронологический принцип познания

О.Конт считал, что философия себя изжила и не нужна как метафизика, т.е. учение об общих принципах устройства мира и бытия.

Роль философии, по мнению Конта, состоит в том, что она охватывает всю совокупность наук с точки зрения систематизации научного знания и выявления наиболее общих законов, т.е. философия имеет одну функцию - быть методом науки. Конт считал, что в своем развитии философия прошла три этапа интеллектуальной эволюции человека.

1. теологический этап, который продолжался до 1300 года. На этой стадии знания, все явления объясняются с позиций теоцентризма (где в центре бытия находится Бог, центр познания – это Бог и т.п.).

2. метафизический этап, в котором сверхъестественные факторы, объясняющие природу мира, человека заменяются естественными причинами. Этот период длился до 1800 года.

3. позитивный этап, для которого характерно объединение теории и практики, т.е. человек или познающий субъект благодаря наблюдениям и экспериментам выделяет связи между явлениями и на основе этих связей формулирует законы.

Для философского позитивизма Спенсера наиболее характерно использование учения о всеобщей эволюции для создания собственной теории развития. Эволюция по Спенсеру – это непрерывное перераспределение телесных частиц и их движение, при этом происходит интеграция частиц и дезинтеграция движения. Гносеология Спенсера получила название теории трансформирующего реализма. (Декарт еще раньше сформулировал проблему психофизического параллелелизма, т.е. физическая и психическая жизни проистекают параллельно и не совпадают). Каждому изменению предмета способствуют изменения наших ощущений.

Первый труд Дж.С. Милля «Система логики...» был посвящен изложению индуктивной логики. Логику он часто расширял до масштабов гносеологии и видел в ней методологию и основание логики нравственных наук, под которыми он понимал социальные науки.

Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология. «Именно психология, по Миллю, возможна как образцовая индуктивная наука, тогда как общественные науки неизбежно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить разновидности социального поведения конкретных людей с помощью общих законов найденных индуктивно». Выяснению законов общества, по мнению Милля, способствует история. Однако Милль «предостерегал от наивного принятия первой попавшейся «исторической очевидности», некоего фактического «единообразия исторической последовательности общественных состояний» за истинный закон природы, тогда как такое единообразие надо считать лишь «эмпирическим законом», т. е. законом самого низшего уровня общности, законом в первом приближении». Эмпирические законы надо еще привести к законам более высокой степени общности. Сведение «первичных исторических и социологических обобщений к ряду законов более высокой степени общности составляет суть миллевского «обратнодедуктивного или исторического метода», который он считал важнейшим и наиболее надежным из своих «методов социальной науки»

По Миллю, основная задача социальной науки заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние общества вызывает другое следующее за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям этих законов. Но действовать в этом направлении надо осторожно, причем «тот общий принцип, с которым должны сообразовываться все практические правила, и тот признак, которым надо пользоваться для их испытания, есть содействие счастью человечества, или, скорее, всех чувствующих существ, иначе говоря; конечный принцип телеологии есть увеличение счастья».

25. Философия эмпириокритицизма. Э. Мах и Р. Авенариус.

Еще одним ответвлением первой волны позитивизма была теория эмпириокритицизма. Авторы теории эмпириокритицизма это Эрнст Мах и Рихард Авенариус.

Эмпириокритицизм – это критика опыта, но с точки зрения не его отрицания, а его анализа.

С точки зрения Маха и Авенариуса наш чувственный опыт дает нам представление о конкретных отдельных фактах, которые на самом деле являются результатом нашей познавательной деятельности. Но подобную мысль ещё за 200 лет до естествоиспытателей Маха и Авенариуса высказал епископ Беркли: «Вещи – это суть комплекса ощущений человека». Теория Авенариуса – это теория принципиальной координации. Авенариус большое внимание уделял психологическим процессам. С философской точки зрения это синтез философии Беркли и философии Конта.

Согласно теории Авенариуса существует «я» или член как воспринимающий субъект и окружающая среда или противочлен:

 
  Основные концепции взаимосвязи философии и науки: дуалистическая (антиинтеракционистская) и диалектическая - student2.ru

Я среда

Следовательно, без субъекта нет объекта и наоборот, т.е. окружающий мир не существует без воспринимающего субъекта и наоборот ровно как воспринимающий субъект не существует без окружающего мира. Философия Мака и философия Авенариуса это своего рода плагиат. «Я» проявляет активность в том, что он выбирает объект и в определенном смысле его структурирует.

Саморефлексия – это самоопределение. С точки зрения гносеологии в эмпириокритицизме был основан принцип или теория экономии мышления. (Термин «экономии мышления» принадлежит Маху) или принцип наименьшей траты сил (термин Авенариуса). С точки зрения теории экономии мышления познание выводится или происходит из биологической потребности человека в самосохранении. Эта потребность обуславливает необходимость приспособления человека к фактам:

1. существует прямая связь между познанием человека и самосохранением

2. выработка прагматического отношения к миру (т.е. нужно опираться на факты)

Согласно принципу наименьшей траты сил идеологом научного познания является описание, следовательно, объяснительная часть из научного познания должна быть удалена, в первую очередь это касается принципа причинности. Принцип причинности должен быть заменен учением функциональной зависимости явлений. Философии Махизма были подвергнуты критическому переосмыслению понятия массы и абсолютного пространства, потому что за ними открывается метафизическое понятие субстанции и ее свойств.

По мнению Спинозы «субстанция – причина в самой себе». Следовательно, возникают 2 свойства субстанции:

А) протяженность

Б) мышление

С точки зрения эмпириокритицизма понятие необходимо определять через наблюдаемые данные, следовательно, существуют элементы или, как их определял Мах, нейтральные элементы, которые непосредственно чувственно нам даны и лежат в основе познания.

Наши рекомендации