Предмет и основные концепции философии науки

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.

Позитивизм XIX века - первый этап становления философии науки. О.Конт и концепция «позитивной науки». Дж.Милль и Г.Спенсер.

Конвенционализм А.Пуанкаре и психофизика Э.Маха - второй этап развития позитивистской философии науки.

Неопозитивизм первой половины XX века - третий этап эволюции философии науки. Венский кружок. Анализ языка науки.

Постпозитивизм второй половины XX века и расширение поля философской проблематики в современной философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Идея социокультурной детерминации научного знания. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов науч­ной деятельности.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука (в собственном смысле слова). Натурфилософия как своеобразная преднаука античности. Поиски «первоначал» мира. Античная атомистика.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек - творец с маленькой буквы. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Научно-технический прогресс.

Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Исследование влияния философских концепций на раз­витие научных теорий в работах А.В.Койре.

Методология науки. Соотношение философских, общенаучных и частнонаучных методов познания.

Диалектика как метод познания целостных саморазвивающихся систем. Принципы диалектического метода.

Общенаучные методы эмпирического познания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение приборов в систематическом наблюдении.

Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент. Формализация. Язык науки. Роль математических методов исследования в современной науке.

Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Анализ и синтез. Аналогия и моделирование. Виды моделей. Роль моделирования в современных научных исследованиях.

Формы научного знания. Их классификация.

Научный факт. Данные наблюдения и эксперимента как форма эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Научная проблема. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы.

Научная гипотеза. Особенности научной гипотезы, ее роль в научном познании.

Научная теория. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассические варианты формирования теории.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знаний, как исследовательская программа). Естественнонаучная и философская картины мира.

Наши рекомендации